Карточка предприятия
Карточка предприятия
Карточка предприятия
Видео-иллюстрация
Карточка предприятия
Карточка предприятия
Московский завод электромеханической аппаратуры (МЗЭМА) - российское приборостроительное предприятие в Москве. Производит и поставляет прецизионные гироскопические приборы систем управления использующихся на ракетах-носителях, транспортных и пилотируемых космических кораблях «Союз-У», «Союз-ФГ», «Рокот», «Союз-ТМА», искусственных спутниках земли, а также осуществляет гарантийный надзор эксплуатируемых гироскопических приборов в составе стратегических ракетных комплексов, находящихся в настоящее время на боевом дежурстве РВСН. Ранее завод также занимался проектированием и изготовлением продукции медицинской тематики.
История завода
Постановлением Государственного Комитета Обороны и приказом Народного комиссара судостроительной промышленности от 26 апреля 1942 года был организован "завод № 706" в "Лефортово" с целью обеспечения потребностей военно-морского флота страны в приборах навигации и корабельными системами управления стрельбой. Завод № 706 имел условное наименование п/я 2429.
После окончания Великой Отечественной войны завод реконструируется и расширяется и первым в стране освавивает выпуск гироскопических приборов для ракетной техники. Развернувшаяся космическая гонка между СССР и США потребовала колоссальных усилий и средств, дабы обеспечить в ней лидерство Советского Союза. В сжатые сроки было полностью перестроено производство под выпуск приборов управления для первых советских спутников и ракет-носителей. Запуск Первого советского искусственного спутника земли, первого полета человека в космос, межпланентных станции были бы невозможны без приборов этого предприятия.
В 1965 году предприятие получает современное наименование - "Московский завод электромеханической аппаратуры" ("МЗЭМА").
В конце 60-х годов, наряду с изготовлением специальной техники, предприятие стало заниматься проектированием и изготовлением продукции по медицинской тематике. Впервые в Cоветском Союзе была разработана и изготовлена "Искусственная почка", которая поступила в больницы 3-го Управления Минздрава. Разработаны впервые и успешно испытаны сердечные клапаны разных модификаций. Разрабатывался и изготавливался инструмент для стоматологических кабинетов, наборы хирургических инструментов. Проводились работы по созданию искусственного сердца.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года, 18 января 1971 года и 3 января 1983 года (в составе НПО «Ротор») Московский завод электромеханической аппаратуры награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина и Орденом Трудового Красного Знамени. Свое 50-летие в 1992 году завод отметил на фоне сокращения государственного заказа и свертывания государством ряда космических программ, сильнейшего падения спроса на медицинскую технику. Начался отток кадрового персонала, за сравнительно небольшое время численность рабочих снизилась в несколько раз. Услугубляло ситуацию и убыточное конверсионное производство, созданное в период перестройки, но даже в эти не простые времена предприятие приложило много сил и энергии по сохранению уникальных технологий для производства самых сложных и наукоемких элементов ракетно-космической техники. Это в конечном итоге позволило "МЗЭМА" продолжить свое участие в реализации Федеральной космической программе России, международной космической программы (МКС), успешно решать задачи по запускам пилотируемых космических кораблей серии "Союз", транспортных кораблей серии "Прогресс", ракет-носителей "Космос", "Циклон", "Рокот".
Карточка предприятия
Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники «Альтаир» ( НТЦ «Альтаир» ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» с 2010г.) - предприятие оборонно-промышленного комплекса РФ, занимающееся разработкой и изготовлением зенитных ракетных комплексов корабельного базирования, систем управления противокорабельными крылатыми ракетами морского базирования, корабельных средств обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, а также гарантийным обслуживанием, ремонтом, авторским надзором ранее поставленных изделий.
История предприятия
Институт ведет свою историю с 1933 года когда приказом Наркомата тяжелой промышленности на базе Ленинградского особого технического бюро и Нижегородской лаборатории образовывается Всесоюзный государственный институт телемеханики и связи с целью разработки и поставки вооруженным силам страны и Военно-Морскому флоту радиоэлектронного вооружения. В первые годы существования были разработаны корабельные радиолокационные станции типа «Риф», «Зарница», «Ангара», предназначенных для применения в составе вооружения малых кораблей, тральщиков и торпедных катеров. За эти разработки, коллектив института в 1945 году награжден Ленинской премией СССР.
После войны институт подключается к космической программе СССР, ведется разработка бортовых гироскопических приборов баллистических ракет.
В 1950-х годах предприятием ведутся работы по созданию зенитных и ударных комплексов корабельного базирования.
В 1962 году был разработан комплекс малой дальности корабельного базирования «Волна», являющийся морским вариантом наземного комплекса С-125.
В 1966 году институт был передан в ведение Министерства радиотехнической промышленности СССР, где ему было присвоено наименование «Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектроники» (ВНИИРЭ).
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 ноября 1967 г. № 1054-354 ВНИИРЭ передан из Министерства радиотехнической промышленности СССР в Министерство судостроительной промышленности СССР. В 1972 г. ему было присвоено наименование «Всесоюзный научно-исследовательский институт «Альтаир».
В 1970-1980-е годы в НПО «Альтаир» были созданы корабельные зенитные ракетные комплексы большой дальности С-300Ф «Форт» предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших Создавался на базе сухопутной системы ПВО С-300П, принятой на вооружение в 1980 году, а также комплексы эшелонированной корабельной обороны "Риф", "Штиль", "Клинок" и др. ГНПО «Альтаир» также принимал участие в создании сверхзвуковой низковысотной противокорабельной крылатой ракеты П-270 «Москит» разработав для нее бортовые и корабельные системы управления. За весомый вклад в повышение обороноспособности государства в 1985 году «Альтаир» награжден вторым орденом Ленина.
В 1990-е годы гособоронзаказ на предприятии значительно снизился, однако институту удалось удержаться на плаву, сохранить необходимый научно-производственный и кадровый потенциал благодаря экспортным контрактам (за всю свою историю предприятие поставляло свою продукцию более чем в 30 стран мира)
В 2002 году ФГУП «НПО «Альтаир» приватизировано путем преобразования в Открытое акционерное общество «Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники «Альтаир» и вошло с состав формируемого концерна ПВО «Алмаз-Антей».
В 2004-2005 годах институтом разработана корабельная турельная пусковая установка с оптико-электронной системой обнаружения и сопровождения для использования в качестве корабельного зенитно-ракетного комплекса ближнего действия 3М-47 «Гибка», предназначенная для установки на корабли водоизмещением от 200 тонн. Разработка завершилась принятием изделия на вооружение ВМФ РФ в 2006 году.
Комплекс 3М-47 «Гибка» на МАК «Астрахань». МВМС-2011
19.01.2010 Погаснет ли «Альтаир»? Осуществляется очередной рейдерский захват стратегического НИИ
По плану формирования головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» - ГСКБ, на 15 апреля 2010 г. намечается ликвидация юридического лица «Альтаир». Даже если предположить, что 1300 работникам предложат трудоустроиться, встанут проблемы: как добраться до нового места работы, дорогостоящая переучёба и т.д.. ...
Присоединение «Альтаира» к ГСКБ «Алмаз-Антей» нанесет непоправимый ущерб национальным интересам России, ее обороноспособности и научно-техническому потенциалу. Можно также с уверенностью сказать, что будет сорвана разработка и поставка на строящиеся российские корабли новейшей корабельной зенитной системы 3К96, превосходящей по своим ТТХ – технико-тактическими характеристиками западные аналоги, на разработку и изготовление которой уже потрачено несколько миллиардов рублей бюджетных средств. Будет разрушена уникальная научно-техническая школа, насчитывающая в своем развитии более 75-ти лет и имеющая мировое признание. Будет уничтожено экономически устойчивое и реально работающее предприятие ВПК, приносящее в казну сотни миллионов рублей налогов и обеспечивающее рабочими местами более полутора тысяч человек.
Карточка предприятия
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР, 1 августа 1950 года на базе ремонтного производственного участка было создано предприятие по ремонту энергетического оборудования электростанций в Саратове -«Волгоэнергоремонт».
Производственные корпуса предприятия, общей площадью 12 000 кв. м., были введены в эксплуатацию в 1972 году. Производственная база оснащена мостовыми кранами грузоподъёмностью до 100 тн. Имеются подъездные пути для железнодорожного и автомобильного транспорта.
«Волгоэнергоремонт» выполняет ремонт роторов паровых турбин и роторов турбогенераторов практически со всего бывшего Советского Союза.
С декабря 1997 года «Волгоэнергоремонт» вошло в состав ОАО «Энергомашкорпорация». (филиал «Энергомаш Волгоэнергоремонт»)
02/2011 http://armtorg.ru/news/568/
Компания "Энергомаш" сделала официальное заявление об аресте А.Ю.Степанова
ЗАО "Волгоэнергоремонт" (Саратовская область, город Энгельс)
Численность – 200 человек, в летнее время с увеличением сезонных работ – 300 человек, средняя заработная плата 17 000 рублей в месяц. В 2010 году уплачено 21 млн. рублей налогов в бюджеты всех уровней.
"Волгоэнергоремонт" – сервисное предприятие, оснащенное собственным производством запасных частей для энергетического оборудования. Имеет производственные помещения площадью около 10 тысяч квадратных метров и специализированные цеха, предназначенные для ремонта турбин, котлов и электрооборудования.
Предприятие обладает рядом уникальных технологий, например, владеет способом правки турбинных роторов, деформированных из-за нарушения условий эксплуатации, а специалисты, выполняющие эти и другие работы, являются профессионалами высочайшей квалификации. Эти обстоятельства стали решающими при выборе "Волгоэнергоремонта" в качестве производственной площадки по выпуску запасных частей для энергетических агрегатов. На заводе хорошо разбираются в тонкостях производства почти всего спектра энергетического машиностроения России. Опыт профессионалов и современные технологии позволяют ремонтировать на заводе «Волгоэнергоремонт» турбины любой мощности от любого производителя.
«Волгоэнергоремонт» состоит из нескольких крупных специализированных цехов и служб: котельный цех, турбинный цех, электроцех, ремонтно-наладочный цех тепловой автоматики и измерений, механический участок энергомеханического отдела.
В 2010 году на территории "Волгоэнергоремонта" построен новый цех площадью 3 000 кв.м., полностью оснащенный современным оборудованием. Он будет пущен в эксплуатацию в ближайшее время. Помимо традиционного энергоремонтного производства, в новом цехе планируется разместить новые станки для выполнения программы по изготовлению комплектующих для производства высоковольтного оборудования ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) - Уралэлектротяжмаш». Компания «Энергомаш» инвестировала в строительство нового производства порядка 60 млн. рублей.
Сегодня "Волгоэнергоремонт" работает по контрактам с крупными металлургическими комбинатами и машиностроительными заводами - Новолипецким металлургическим комбинатом, заводом «Северсталь», ОАО «Омскшина», ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «МРСК Волги» и другими.
19.04.2013 «СПМК-38», «Волгоэнергоремонт» и «Родные земли» "обкрадывают" пенсионеров
на ЗАО «Волгоэнергоремонт», где трудится 158 человек, средняя зарплата гораздо выше и долгов по ее выплате нет. Но и у этого энгельсского предприятия, занимающегося ремонтом энергооборудования, есть долг по страховым взносам – 2 млн рублей.
В редакцию ИА "Версия-Саратов" обратились работники ЗАО "Волгоэнергоремонт". Они рассказали, что, по их мнению, новое руководство предприятия делает все, чтобы его разрушить и закрыть завод. По их словам, оставшихся 40 сотрудников скоро уволят и на заводе некому будет работать.
"Было 200 сотрудников, пришел новый руководитель, и нам выдали уведомление, что все оклады меняются в меньшую сторону, большинство людей испугались и ушли. Осталось всего 40, и их могут сократить. Предприятие занималось ремонтом энергетического оборудования. Оказалось, что заказов мало и предприятие не рентабельно, поиском новых заказов никто не занимался. В зимний период работы не было совсем", - пожаловались рабочие.
По их мнению, никто не хочет заниматься прямой деятельностью завода и после увольнения всех работников здание будут сдавать. Дозвониться до руководства ЗАО "Волгоэнергоремонт" не удалось.
Карточка предприятия
Московский электромашиностроительный завод «Динамо» им. С. М. Кирова - некогда крупнейший и старейший завод электротехнической промышленности в Москве, в последние годы завод выпускал электродвигатели, электрогенераторы и электрооборудование для транспортного машиностроения. В настоящее время предприятие, де-факто, - не существует в качестве промышленного. ОАО «АЭК «Динамо» занимается исключительно сдачей площадей бывшего завода в аренду, а также их эксплуатацией и техническим обслуживанием.
История завода
В 1897 году, на базе акционерного общества зарегистрированного в Бельгии создано "Центральное электрическое общество в Москве", на нем была организована мелкосерийная сборка по лицензии западных фирм электрогенераторов, электродвигателей и электрооборудования для подъемных машин.
В 1903 году на заводе образована большевистская партийная организация. Рабочие активно принимали участие в Революции 1905-1907гг., и Октябрьской революции 1917 года. Добровольцы с "Динамо" во время Гражданской войны 1918-20гг., сражались под Царицыном в составе Рогожско-Симоновского полка.
В 1913 году завод переименовывают в "Русское электрическое сообщество "Динамо", а через некоторое время - национализируют.
Электрификация Сурамского первального участка Закавказской железной дороги во второй половине 1920-х годов положила начало электрификации железных дорог по всему Советскому Союзу. Приоритет электрификации именно этого участка отдавался вследствие тяжелого горного профиля, обусловленного отсутствием паровозов, способных проходить сложные участки, при этом интенсивное осваивание бакинского нефтяного месторождения требовала быстрого вывоза нефти. Собственным электровозостроеним СССР в то время фактически не обладал, поэтому первую партию электровозов было решено купить за границей, а затем освоить и локализовать их производство на территории СССР.
С американской фирмой General Electric и итальянской Техномазио Броун Бовери были заключены контракты на поставку 8 и 7 электровозов соответственно, а также передачу рабочей конструкторской и другой документации, необходимой для организации производства подобных электровозов в СССР. Оговаривалось, что только два первых электровоза будут оснащены своими тяговыми электродвигателями (ТЭД), тогда как остальные 6 планировалось укомплектовать двигателями производства Московского завода «Динамо». Коломенский завод отвечал за изготовление механической части, а производство электрооборудования было закреплено за «Динамо». В 1929 году на двух заводах началась подготовка производства по чертежам фирмы GE, уже к 1 мая 1932 года завод «Динамо» выпустил первые два тяговых электродвигателя ДПЭ-340 (электровозные двигатели постоянного тока мощностью часового режима 340кВт завода «Динамо») для оснащения электровозов американского производства. В июне того же года был выпущен первый комплект электровозной аппаратуры, а в августе с Коломенского завода поступила механическая часть электровоза сурамского типа, разворачивается их серийное производство, первые электровозы местного производства получают наименование Сс, что означало: "Сурамский тип советского производства".
Однако электровозы сурамского типа были непригодны к эксплуатации большинстве железных дорог СССР. Прежде всего это было связано с высокой нагрузкой от движущих осей на рельсы, составляющей 22 тс, тогда как большинство железнодорожных путей того времени допускали нагрузку не более 20 тс. К тому же подавляющее большинство подвижного состава, эксплуатировавшегося в СССР было оборудовано винтовой упряжью, которая была рассчитана на максимальное усилие в 20 000 кгс. Требовался электровоз, который должен был обеспечить «предельное использование современного состояния пути, а также винтовой стяжки» (из постановления Комитета реконструкции железнодорожного транспорта). По заданию ОГПУ при СНК СССР, в марте 1932 года на заводе "Динамо" в сотрудничестве с Центральным Локомотивопроектным бюро СССР началась разработка товарно-пассажирского электровоза с шестью движущими осями. 15 августа того же года локомотив поступил в производство, которое заняло менее 3 месяцев, 6 ноября, в честь пятнадцатой годовщины Октябрьской революции состоялась выкатка из ворот завода "Динамо" первого электровоза, спроектированного и выпущенного в СССР. Коллективом рабочих завода было принято решение о присвоении новой серии электровозов имени Владимира Ленина, в результате чего серия получила наименование ВЛ19. Таким образом у СССР сформировалась, хоть по началу и довольно скромная, но уже собственная электровозостроительная промышленность полного цикла, а завод "Динамо" сыграл в ее становлении одну из главных ролей.
В 1933-1934 годах завод "Динамо" в кооперации с Коломзаводом выпустил последние 20 электровозов серии Сс, сосредоточившись на производстве и дальнейшей модернизации электровозов серии ВЛ19. В 1934 году было выпущено 8 электровозов ВЛ19, а в 1935 году - 37.
В 1935 году предприятие стало называться Московским электромашиностроительным заводом им. С.М.Кирова. Инженерами завода "Динамо" был разработан электровоз, рассчитаный на питание от двух типов напряжения (1500 и 3000 В) на базе серийного локомотива ВЛ19.
К концу 1935 года на заводе «Динамо» был построен опытный электровоз ВЛ19-41, предназначенный для работы исключительно на напряжении 1500 В. В отличие от серийных электровозов, на ВЛ19-41 были установлены тяговые электродвигатели ДК-1А, рассчитанные на рабочее напряжение 750 В, а электропневматические контакторы были рассчитаны на меньшие напряжения и большие токи.
Во второй половине 1930-х годов необходимость пополнения парка локомотивами, пригодными для обслуживания электрифицированных участков железных дорог со сложным профилем, служила причиной разговоров о целесообразности прекращения выпуска электровозов серии ВЛ19 и постройке нового типа электровозов с рекуперативным торможением на базе локомотивов сурамского типа (СС). Основными доводами в пользу прекращения производства ВЛ19 были: недостаточная механическая прочность рам тележек и невозможность установки оборудования рекуперативного торможения. В 1938 году «Динамо» в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом начали разработку глубоко модернизированного электровоза серии СС в процессе проектирования была полностью переработана конструкция кузова, подверглись изменениям конструкция тележек, инженерами завода "Динамо" было разработано новое электрооборудование и схемы электроцепей. Новому электровозу было присвоено серийное наименование ВЛ22, в первый год производства в 1938-м заводом было выпущено 6 таких локомотивов. На заводе велись работы по созданию первого в СССР электровоза ОР22, работающего на переменном токе. Электровоз имел бесконтактное регулирование напряжения при помощи тиратронов. К сожалению, время его появления (конец 1938г.) предопределило его судьбу — с началом Великой Отечественной войны экспериментальная машина была разобрана, её выпрямитель использован на тяговой подстанции постоянного тока.
До 1941 года завод построил еще 31 электровоз серии ВЛ22. Уже в первые дни Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции для фронта приостановив выпуск электровозов.
На производстве трудилось очень много женщин и детей, в конце 1941 года завод эвакуируют на Урал в г. Миасс. Уже 15 января следующего года там была выпущена первая продукция - электродвигатели для авиационной и танковой промышленности. В то же время основная площадка в Москве не прекращала работу, здесь был развернут выпуск комплектующих для стрелкового оружия, а также ремонт бронированных машин и танков.
После войны завод постепенно входит в русло мирного времени, начинается масштабная реконструкция предприятия, строятся новые цеха. В то же время мощностей завода не хватало для крупносерийного производства электровозов, а вследствие и удовлетворения растущих потребностей электрифицируемых железных дорог СССР в локомотивах на электрической тяге. Для этих целей было подготовлено мощное производство на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
В июне 1946 года завод «Динамо» построил первый после войны электровоз ВЛ22-184 с новыми тяговыми электродвигателями. Этот электровоз стал последним магистральным электровозом, выпущенным заводом. Дальнейшее производство было перенесено в Новочеркасск (НЭВЗ) где с 1947 года началось производство под обозначением ВЛ22м. Впоследствие, электровоз ВЛ22м стал первым крупносерийным электровозом в СССР. До запуска собственного производства электродвигателей и электроооборудования на НЭВЗе их поставлял московский завод "Динамо". В 1950-х годах увеличивается выпуск тяговых электродвигателей для вагонов метрополитена, трамваев, троллейбусов и т.д.
В 1972 на заводе созданы и применены личные планы повышения производительности труда, получившие широкую поддержку на многих предприятиях страны. Выпуск продукции в 1970-х годах возрос по сравнению с 1960 в два с половиной раза. В 1971 году за особые трудовые заслуги перед отечеством завод награжден орденом Октябрьской Революции.
В 1974 году завод «Динамо» вошёл в Производственное электромашиностроительное объединение «Динамо»
В 1989 году Производственное электромашиностроительное объединение «Динамо» преобразовано в Научно-производственное объединение «Динамо».
В перестроечный период, в 1992 году, завод «Динамо» путем приватизации государственного предприятия преобразовано в Акционерную электротехническую компанию «Динамо» (Акционерное общество отрытого типа).
В 2002 году в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 года № 43-ПП «О Градостроительном плане развития территории Южного административного округа до 2020 года» произошла реорганизация промышленных территорий с сокращением производственных площадок, которые в условиях рыночной экономики стали сдаваться в аренду. На базе цехов и подразделений завода было образовано несколько независимых производственных структур, а ОАО «АЭК «Динамо» занималось реализацией продукции на экспорт. На волне начавшегося финансово-экономического кризиса 2008 года было принято решение прекратить производственную деятельность завода в Москве, а оставшееся производство вывести на другое предприятие в составе компании ЗАО «Динамо-ЭДС».
Карточка предприятия
ОАО «Корпорация «Комета» (ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт «Комета» до 2012 года) - предприятие оборонной промышленности в Москве, имеющее производственные и научно-исследовательские филиалы в Нижнем Новгороде, Cанкт-Петербурге, Жукове, Восточном и Вышнем Волочке. Предприятия корпорации занимаются созданием информационно-управляющих и разведывательных систем различного назначения и космических комплексов для Министерства обороны РФ, а также систем гражданского и двойного назначения, производством медицинской аппаратуры. Входит в перечень стратегических предприятий Российской Федерации (Указом президента РФ № 1009 от 4 августа 2004 года, а также распоряжением правительства РФ от 20 августа 2009 года № 1226-p).
История завода
Датой зарождения предприятия принято считать 1947-й год, когда Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о создании «Спецбюро №1 МВ» (СБ-1) с целью создания системы радиолокационного наведения и самонаведения реактивных самолетов-снарядов, сбрасываемых с бомбардировочной авиации по крупным морским целям (изд."Комета"), позволяющей повысить эффективность действия тяжелой бомбардировочной авиации по кораблям противника и повышения безопасности атакующих самолетов. В 1952 году система поступила на вооружение морской авиации СССР.
В 1950 году СБ-1 переименовывают в «Конструкторское бюро № 1» (КБ-1), был развернут ряд работ по созданию авиационного управляемого ракетного вооружения различных классов применения.
Все более совершенствующиеся в ходе ядерной гонки между СССР и США ядерное оружие и средства его доставки потребовали создания системы противоракетной обороны важных экономических и промышленных центров страны, однако для своевременного перехвата ракеты (головной части) в воздухе (до выполнения поставленной задачи и поражения назначенного объекта) необходимо было ее обнаружить на дальности, обеспечивающей своевременную постановку задач огневым средствам. А это, в свою очередь, требовало наличия средств дальнего обнаружения. Для решения этой проблемы в 1961 г. генеральный конструктор В.Н. Челомей предложил создать спутниковую систему раннего обнаружения. В то время ОКБ-52, возглавляемое им, работало над двумя космическими проектами военного назначения - противоспутниковой системой ИС ("истребитель спутников") и управляемым разведывательным спутником (УС). Отсутствие возможности размещения наземных (корабельных и авиационных) разведывательных средств вблизи границ США способствовало поддержке предложения о развертывании системы космического базирования. 30 декабря 1961 г. вышло постановление о создании космической системы раннего предупреждения о массовом пуске МБР. Головным исполнителем этого проекта было назначено ОКБ-52, а исполнителем работ по комплексу управления - КБ-1 А.А. Расплетина. В 1965 году КБ начало работать над созданием космической системы обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет, которая смогла бы "засекать" их по пламени ракетных двигателей. Для этой системы понадобилось создание космического аппарата и информационно-управляющего пункта управления с разветвленной вычислительной сетью, а уже 1 ноября 1968 года состоялось успешное испытание перехватчика космических аппаратов - спутник-перехватчик поразил находящийся на орбите условно-вражеский космический аппарат. Таким образом, Советский Союз стал первой страной в мире, способной обнаруживать и уничтожать космические аппараты.
Cистема противокосмической обороны «ИС» прошла все виды испытаний, включая и множество натурных испытаний с реальным перехватом КА-мишеней, впоследствии, система была принята в опытную эксплуатацию Министерством обороны СССР в 1972 году. С тех пор система кардинально дорабатывалась и модернизировалась и 1978 году была принята на вооружение после чего система неоднократно проходила модернизацию в процессе эксплуатации. За значительный вклад в укрепление обороноспособности страны, большая группа создателей этой системы награждена орденами и медалями СССР, многие удостоены званий лауреатов Ленинской и Государственной премий.
В 1979 году, после вывода на целевую орбиту первых четырех спутников заступила на опытную эксплуатацию министерством обороны СССР спутниковая система обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет с континентальной части США, носящая наименование «Око» (УС-КС). ЦНИИ "Комета" выступал головным разработчиком космического эшелона системы предупреждения, по окончании войсковых испытаний, 31 декабря 1982 года система заступила на боевое дежурство в составе системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Параллельно с процессом развертывания спутниковой группировки «Око» 1-го поколения, а институтом уже велась разработка системы следующего поколения, получившего наименование «Око-1». Её отличительной особенностью, помимо размещения спутника на геостационарной орбите, стало применение вертикального наблюдения за стартом ракет на фоне земной поверхности. Такое решение позволяет не только регистрировать факт пуска ракет, но и определять азимут их полёта. В космической системе второго поколения для повышения ее точностных характеристик потребовалась серьезная модернизация бортового комплекса управления космическим аппаратом на геостационарной орбите.
В целом система второго поколения представляла собой более сложный многофункциональный комплекс бортовых и наземных средств, разнесенных на большие расстояния и увязанных единой системой управления, чем система первого поколения. В этой связи ввод в строй системы предполагалось провести в несколько этапов: ввод в строй Западного КП, запуск КА на геостационарную орбиту для проведения летных испытаний и наблюдения за западными районами Земли; ввод в строй Восточного КП и запуск КА на геостационарную орбиту для наблюдения за восточными районами и затем Западного КП в полном составе с формированием орбитальной группировки штатного состава.
В 1990 г. были полностью закончены работы по монтажу и настройке аппаратуры объектов, изготовлены первые опытные летные КА, отработаны штатные программы обработки специнформации и управления. Все это позволяло приступить к летно-конструкторским испытаниям. Развертывание группировки пришлось на тяжелое для страны время. В 1991 году к летным испытаниям приступил первый спутник СПРН 2-го поколения, в 1992 году 2-й спутник, в 1994-м - 3-й.
В 1996 году система «Око-1» с тремя космическими аппаратами УС-КМО на геостационарной орбите была принята на вооружение, впоследствии система усовершенствовалась в процессе эксплуатации и до сегодняшнего дня является основным космическим эшелоном системы предупреждения о ракетном нападении РФ.
К концу 1990-х годов состояние предприятия значительно усугубилось. Болезненные реформы, связанные с адаптацией к рыночной экономике, дефолт рубля в 1998 году нанесли удар и без того ослабленной после распада СССР экономике России. Ситуацию еще более усугубила гибель в 1998 году 4-го космического аппарата (Космос-2350) проработавшего на орбите лишь 2 месяца вместо расчетных 5-7 лет, а средств в государственной казне было недостаточно для скорейшего восполнения штатной спутниковой группировки. Гособоронзаказ с 1990 года упал в несколько раз, численность коллектива более чем в 2 раза, все меньше оставалось молодых сотрудников, средний возраст персонала по предприятию составлял более 50 лет. Обобщая, можно было сказать, что к началу 2000-х годов состояние системы «Око-1» было, что ни на есть плачевным. Из-за неполной группировки спутников обнаруживать старт баллистических ракет с континентальной территории США можно было только несколько часов в сутки.
В 2000-х годах сложную ситуацию удалось переломить путем увеличения государственного финансирования ракетно-космической отрасли, велись работы по поддержанию фнукционирования системы «Око-1» на минимально необходимом уровне. ЦНИИ велись работы по созданию информационного центра системы оповещения обстановки Военно-морского флота РФ, системы мониторинга двойного назначения и др. Продолжалось развитие производства медицинских приборов: в 2006 году был разработан и проходил медицинские испытания телемедицинский комплекс «Телегном», который позволил осуществлять дистанционный контроль и диагностику состояния сердечно-сосудистой системы пациента. Эта разработка была отмечена почётным знаком «Серебряная статуэтка «Святой Георгий» VIII Международного форума «Высокие технологии XXI века» в 2007 году. По состоянию на 2005 год, медицинской техникой разработки и производства ЦНИИ "Комета" оснащались 40% учреждений здравоохранения в России.
В то же время система «Око-1» морально устарела по техническим и технологическим соображениям, ЦНИИ, а также сотни предприятий, поставляющих комплектующие по кооперации были вынуждены работать по архаичным технологиям. Модернизационный задел системы второго поколения, заложенный конструкторами на этапе проектирования был практически исчерпан. Встал вопрос о глубокой модернизации системы в целом, либо, при наличии должного финансирования, разворачивать проект создания космического эшелеона СПРН нового поколения. Указом президента РФ от 24 августа 2006 года №919 предприятие было определено головным в работе по созданию Единой Космической Системы (ЕКС) способную качественно заменить устаревшую УС-КМО («Око-1»). В рамках этого же указа предприятие возглавило работу более 110 предприятий и организаций, входящих в кооперацию по созданию ЕКС, организуя и координируя весь комплекс исследований. Это, в свою очередь, положило начало масштабной работе, направленной на реконструкцию и техническое перевооружение ЦНИИ и входящих в него подразделений, а также предприятий-смежников. В рамках средств, выделяемых в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса России на 2011-2020 годы", а также за собственные, проводится реконструкция и техническое перевооружение производственных площадей как на головной площадки в Москве, так и филиалов в Нижнем Новгороде, Cанкт-Петербурге, Жукове, Восточном и Вышнем Волочке. Общий объем инвестиций - более 500 млн. руб.
30 марта 2012 года запущен последний разработанный предприятием космический аппарат УС-КМО (Космос-2479) спутниковой системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1». Тем самым, эта спутниковая система будет эксплуатироваться, максимум, до 2017-2019 гг., затем ее должна будет заменить более совершенная система ЕКС, которая в настоящее время находится в разработке.
10 мая 2012 года в соответствии с указом президента РФ от 23 декабря 2008 года в результате реорганизации в форме преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Ордена Трудового Красного Знамени центральный научно-исследовательский институт "Комета" преобразовано в Открытое акционерное общество "Корпорация "Комета", являющееся его правопреемником.
Карточка предприятия
Московский завод режущих инструментов «Фрезер» им. М. И. Калинина (OАО "Фрезер") - ныне несуществующее предприятие в Москве, до своего закрытия занимавшееся производством стандартного и специального режущего инструмента для различных отраслей промышленности в том числе и высокоточного для часовой и приборостроительной промышленности. В своей отрасли, завод являлся крупнейшим в Советском Союзе.
История завода
Строительство завода началось в 1930 году, уже через 2 года состоялся его запуск в эксплуатацию - 30 апреля 1932г.
В 1953 году заводом освоено производство станков, применяющихся в инструментальной промышленности, начато производство инструмента повышенной прочности из твердых сплавов. В рамках технического перевооружения были установлены автоматические и поточно-механизированные линии для обработки режущего инструмента. Завод сотрудничал со свыше 30 научно-исследовательскими и конструкторскими бюро инструментальной промышленности.
В 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Выпуск товарной продукции с 1940 по 1973гг., увеличился более чем в 10 раз. Производилось свыше трех тысяч наименований режущего инструмента. До 1991 года продукция завода экспортировалась в 75 стран мира.
На почве развала СССР, дестабилизации экономической обстановке в стране и начавшимся переделом собственности в 1990-х годах предприятие начало постепенно деградировать. В 1996 году ситуация на заводе достигла критической отметки, с перебоями выплачивалась заработная плата, которая и без того была в 3 раза ниже средней по городу, начался серьезный отток квалифицированных и молодых перспективных кадров. С заводом остались лишь ветераны - сотрудники предпенсионного и пенсионного возраста. Задолженность перед кредиторами была в 2 (!) раза больше годового объема производства, небольшие поступления заводу приносили и арендаторы его территории.
Со сменой руководящего состава состояние предприятия начало постепенно улучшаться, проведена рестуктуризация с выделением цехов и подразделений в дочерние и зависимые компании, было принято решение отказаться от сдачи территории в аренду. Проведено благоустройство территории. К концу 1990-х годов была погашена задолженность по заработной плате, налажены новые рынки сбыта, в том числе и за рубежом, на завод стали возвращаться утерянные кадры. Средний возраст рабочих по заводу составил 44 года. Предприятие все еще не могло в срок выполнить большое количество контрактов из-за нехватки оборотных средств и производств и производственных мощностей, значительная часть которых уже была потеряна, однако свет забрезжил ненадолго. В начале 2000-х годов собственниками выведено практически все имущество АО "Фрезер" во вновь созданные оргнанизации. Теперь уже ясно, что эти действия имели под собой, ни что иное, как преднамеренное банкротство предприятия с последующей продажей имущества самому себе, например АО "Фрезер" задолжало своему же подконтрольному ТД десятки миллионов рублей, который арендует у завода новый корпус и создавался с ведома нынешних собственников. Теперь оставалось дело за малым - подать иск в арбитражный суд с заявлением о банкротстве головного предприятия, уже в 2004-2005 годах ОАО "Фрезер" было признано банкротом, введено конкурсное производство, а, впоследствии, общество было ликвидировано. Значительная часть производственных площадей была выкуплена и реконструирована компанией, занимающейся производством оконного поливинилхлорид-профиля "Вельтпласт", являвшаяся арендатором небольших площадей завода с 1997 года. В перспективную организацию перешла часть сотрудников завода "Фрезер".