История ОАО «ГПЗ-2» началась в 1916 г., когда по инициативе Эммануила Нобеля, племянника создателя динамита и известной международной премии, на базе механического завода банкротившегося шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано Русское акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ» (СКФ. - «Свенска Куллагерфабрикен», произношение по-шведски - «Эс-Ко-Эф»), что означает «Шведские шарикоподшипниковые заводы»). Фирма СКФ должна была, став одним из акционеров, организовать производство российских подшипников качения с проектной мощностью 150 тыс. шт. в год.
Завод начал сборку шарикоподшипников в небольшом объеме, но первая мировая война внесла в производственные планы свои коррективы. Завод перешел, в основном, на изготовление чугунных корпусов бомбометов. Субсидии на реализацию военных заказов и прибыли от их выполнения были столь велики, что «Шарикоподшипник СКФ» уже к концу 1916 г. построил новый четырехэтажный корпус с большими буквами своего наименования на торце здания.
В конце 1917 г. завод на Шаболовке был национализирован. Подчиняясь обстоятельствам, предприятие в течение ряда лет выпускало несвойственную ему продукцию по заказам железнодорожников, для нужд села и т. д.
С переходом страны в 1921 г. на новую экономическую политику предприятие было сдано к середине 1923 г. фирме СКФ в концессию, т. е. во временную эксплуатацию с целью создания базы для последующего самостоятельного выпуска подшипников.
За 8-летний период концессии годовой выпуск подшипников достиг 294,3 тыс. шт. (в 1924 г. - 8272 шт.), но ежегодная потребность в них составляла к началу 1930-х гг. примерно 4,5 млн. единиц. Поэтому единственный к тому времени производитель подшипников в стране исчерпал свои возможности, было принято решение о строительстве ГПЗ-1, а концессия 11 мая 1931 г. прекратила свое существование.
На месте концессионного предприятия был создан Второй государственный завод «Шарикоподшипник», переименованный вскоре во 2-й государственный завод «Шарико-ролико-подшипник», а затем в Государственный подшипниковый завод №2 - ГПЗ-2.
Завод до 1982 года входил в Министерство автомобильной промышленности СССР.
Уже в 1932 г. на заводе, благодаря заделу для реконструкции и расширения, было выпущено 919500 подшипников – не намного меньше, чем за весь 8-летний период концессии, а в 1933 г. - вообще 1936500!
На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды московского Кремля, поворотная сцена МХАТа, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, самолеты, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины и т. д.
В годы индустриализации завод начал резко наращивать выпуск продукции, доведя ее в 1940 г. до 3 млн 697 тыс. шт. и значительно расширив номенклатуру, а особую трудовую доблесть и мужество коллектив проявил в тяжелые военные годы.
За успешное выполнение заданий по производству подшипников и другой продукции для фронта (прежде всего, гильз реактивных снарядов гвардейских минометов - «Катюш»), несмотря на потерю нескольких месяцев при эвакуации в г. Томск и возврате в Москву, завод 23 января 1943 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В послевоенные годы ГПЗ-2 успешно развивался наряду с другими подшипниковыми заводами. 100-миллионный подшипник был собран в 1955 г., 250-миллионный - в 1965-м, 500-миллионный - в 1981г, 750-миллионный - в 2000 году.
В новое время, с 1986 по 1990 гг. ГПЗ-2 входил в состав Первого Государственного подшипникового завода (ПО ГПЗ-1) на правах производственной единицы. В период с 1990 по 1993 г. завод входил в состав Государственного производственного объединения по производству подшипников качения (ГПО “Подшипник”).
9 июня 1993 года ГПЗ-2 был приватизирован под руководством тогдашнего директора Дмитрия Петрович Юлина (ныне «Герой Труда Новой России») и получил наименование АООТ “Шаболовский подшипниковый завод“.
С 1996 года по настоящее время предприятием руководит Терещенко Владимир Иванович, который работает на подшипниковом заводе более 38 лет, где прошел путь от бригадира наладчиков станков до генерального директора.
19 сентября 1997 года завод перерегистрирован как Открытое акционерное общество “ГПЗ-2”.
ОАО "ГПЗ-2"- современное предприятие, выпускающее шарикоподшипники различных типов и всех необходимых классов точности, массой от 4 до 6770 г и наружным диаметром от 12 до 215 мм, как в стандартном, так и специальном исполнении. Завод специализируется в основном на выпуске мелкосерийной продукции. Подшипники изготавливаются различного класса точности и применяются во всех отраслях машиностроения. Монопольный российский производитель подшипников из специальных сталей, работающих в высокотемпературных и агрессивных средах.
На российском рынке в 2009 году доля подшипников, выпускаемых ОАО "ГПЗ-2", составляла 6,4% по объему. Выручка в 2009 г. составила свыше 963 млн. рублей, в том числе 191,8 млн. рублей от продажи подшипников.
Начиная с 2000 годов в Москве работало только сборочное производство (металлобработка перенесена в Тверскую область), многие корпуса и внутренняя территория сданы в аренду различным организациям.
В 2011 году остановлены остатки производства в основном корпусе, выходящем на Шаболовку. На 2, 3, 4 этажах сняты окна, каждый этаж разделен на два. Создан очередной офисный аквариум - БЦ "Шаболовка 31". Так-как внутренняя стоянка ГПЗ давно поделена между существующими арендаторами (мест и так постоянно не хватает), то Шаболовку ждет постоянная пробка.
Производство подшипников окончательно перенесено на территорию ИК-10 УФСИН (Исправительная колония строгого режима для содержания мужчин), которая располагается в пос. Металлистов Калининского р-на, 15 км от г. Тверь.
Сотрудничество ИК-10 и ОАО «ГПЗ-2» города Москвы началось еще в 1983 г. В 2010 году году в УФСИН был подписан перспективный план развития производства на 2010-2013 годы. Результатом стало создание шести цехов, в которых освоена технология изготовления комплектующих деталей подшипника и полная сборка подшипников упорной группы и радиальных подшипников. С 1 марта на базе исправительного учреждения введен в эксплуатацию машиностроительный завод полного цикла. Объем продукции для завода ГПЗ-2 к концу первого полугодия составил 235,6 тыс. упорных подшипников, радиальных подшипников с марта (когда началось их производство) выпущено 231,8 тыс. штук. Общая сумма составила 46 млн 758 тыс. рублей. Объемы производства увеличились в среднем с 2 млн до 7,6 млн рублей в месяц.
По материалам Викимапии
С 2006 года ОАО «ГПЗ-2» остается единственным предприятием отрасли, чьи объемы производства и продаж продолжают ежегодно расти, что позволило нарастить свою долю в общем объеме производства подшипников в России с 1,73% в 2006 году, до 3,98% по итогам 2010 года. Правда, в 2011 году, объем производства сократился почти в 2,6 раза, но это временный спад, вызванный переводом в полном объеме производственных мощностей на территорию ФКУ ИК-10 г. Тверь и освоением там выпуска подшипников по ГОСТ.
Так, в 2010 году поступления от аренды составили 739 272 тыс. руб., продажа подшипников – 219 919,7 тыс. руб., прочие поступления - 532,8 тыс. руб.