Московский завод автоматических линий и специальных станков (ОАО "МоЗАЛ") - станкостроительное предприятие, расположенное в Москве. До недавних пор завод являлся производителем широкой гаммы шлифовального оборудования повышенного класа точности. Завод поставлял автоматические линии на многие подшипниковые предприятия Советского Союза и за рубеж.
История завода
Предприятие основано в 1898 году как мастерские германского акционерного общества «Альфред Гутман и Компания». На фоне революционных событий и национализации в 1917 году мастерские преобразованы в завод «Подъемник», ставший основным российским поставщиком электрических мостовых кранов для строек первых пятилеток.
На заводе впервые в России были спроектированы и изготовлены эскалаторы для Московского метрополитена.
На базе завода «Подъемник» был создан бронетанковый ремзавод № 82, который в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. отремонтировал 3053 танка, производил аэростатные лебедки, которые помогали оборонять Москву от воздушного нападения.
В 1958 году на базе завода «Подъемник» создан завод «Станколиния» по выпуску автоматических линий и специальных станков для обработки деталей типа тел вращения. Завод становится первым и единственным в Советском Союзе производителем гамм высокоточных шлифовальных станков. На базе оборудования предприятия было автоматизировано производство подшипниковых заводов по изготовлению подшипников.
После развала СССР объемы производства на заводе стали постепенно снижаться. В этот период было освоено производство комплектующих для производства балансировочных станков, выпускавшиеся в молодой компании ДИАМЕХ 2000, которая располагалась непосредственно на территории МоЗАЛ. Позднее, в рамках ФЦП «Уничтожение химического оружия» налажено производство специального оборудования, предназначенного для расснаряживания боеприпасов с опасными отравляющими веществами. Проводились ремонт и модернизация как оборудования cобственного изготовления так и сторонних производителей.
Финансовый кризис 2008 года негативно отразился и на без того шатком состоянии завода. Резко повысились налоговые платежи. Ухудшалась и платежеспособность предприятий машиностроительного сектора - основного потребителя продукции завода. Сдача в наем недвижимого имущества становится основным видом деятельности предприятия вытесняя собой производство технологического оборудования, подсчитываются убытки, исчесляющиеся десятками миллионов рублей. В январе 2010 года станкостроительное производство было решено остановить и заняться исключительно ремонтом и сдачей в аренду недвижимого имущества производственного, складского и офисного назначения.