ОСНОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДА (1892-1945)
Новороссийский вагоноремонтный завод основан в 1892 году на базе железнодорожных мастерских, выделенных из состава элеватора и подчиненных в качестве самостоятельной производственной единицы Владикавказской железной дороги.
С этого времени началось освоение ремонта железнодорожных вагонов, и уже в 1897 году было отремонтировано и сдано в эксплуатацию 208 грузовых вагонов.
До 1933 года завод ремонтировал только товарные и жесткие пассажирские вагоны.
В 1933 году по заданию НКПС построил экспресс в составе 10 вагонов. С этого года начались работы по ремонту мягких и служебных вагонов. Завод рос. Только за 1934 и 1935 годы были сооружены и сданы в эксплуатацию вагонный комбинат, деревообрабатывающий и паросиловой цехи, жилой дом на 65 квартир. За годы I и II пятилеток вагоноремонтный завод превратился в крупное предприятие. Расширились площади крытых помещений, где производили ремонт вагонов, было установлено новое оборудование. Имелся клуб, большая библиотека, здравпункт с лечебно-профилактическими кабинетами.
В дни Великой Отечественной войны завод работал под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!» По инициативе вагоноремонтников были собраны средства, на которые рабочие заводы построили бронепоезда «За Родину» и «Народный мститель». По заказу Черноморского флота и Крымского фронта на заводе изготавливались транспортеры для дальнобойных орудий, телеграфно-телефонные станции, санитарные поезда, передвижные дезкамеры, стальные каркасы для дотов, противотанковые зажигательные бутылки с ампулами и многое другое. В 1941 году было отремонтировано 1800 грузовых и 592 пассажирских вагонов.
16 сентября 1943 года город был освобожден от фашистских захватчиков. Страшную картину представляли развалины вагоноремонтного завода. Не уцелело ни одного здания. Корпуса основных цехов вагоносборочного, деревообрабатывающего, колесного, кузнечного, механического, литейного и других были сожжены и разрушены. Полностью уничтожены вспомогательные цехи, путевое хозяйство, силовые коммуникации, жилой фонд.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1969)
За первые годы пятилетки восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946-1950 гг.) страна добилась хороших результатов по многим отраслям промышленности и сельского хозяйства, возросла потребность в перевозках скоропортящихся грузов.
Министерство путей сообщения приняло решение с 1.01.1948 года специализировать Новороссийский ВРЗ на ремонте и изотермических вагонов. В кратчайшие сроки была произведена перестройка производства, и уже в 1948 году было отремонтировано 1132, а в 1949 году – 1368 вагонов-ледников.
С сентября 1950 года по указанию МПС завод возобновил ремонт пассажирских вагонов.
Потребовалась очередная перестройка производства, с которой коллектив успешно справился.
По целому ряду проблемных вопросов завод занимает ведущее место в отрасли. Так, в 1953 году завод один из первых освоил ремонт пассажирских цельнометаллических вагонов. Освоено переоборудование ЦМБ в вагоны-клубы, лаборатории ЦЭ, товаровозки и другие вагоны специального назначения.
С 1956 по 1960 годы по заданию МПС на заводе производился капитальный ремонт ЦМВ открытого типа, опыт ремонта вагонов с полным вскрытием кузова оказался полезным для завода в последующие годы. С 1970 года завод начал производить ремонт с полным вскрытием вагонов открытого типа, с одновременным усовершенствованием конструкции по проекту, разработанному на заводе и утверждённому МПС. Выпуск таких вагонов достиг до 100 в год, при этом были учтены все прогрессивные на тот период времени конструкционные решения.
В середине 60-х годов завод переоборудовал весь парк вагонов-ресторанов из лёдо-соляного на машинное охлаждение. Одновременно велась подготовка производственной базы для ремонта вагонов-ресторанов с машинным охлаждением. А когда наступил срок ремонта таких вагонов, Новороссийский ВРЗ оказался единственным из предприятий отрасли МПС, подготовленным к производству такого ремонта. Тоже произошло с вагонами-ресторанами, оборудованными жидкостным отоплением кухонных печей.
В 1969 году завод освоил ремонт вагонных климатических установок, первый в отрасли наладил изготовление вагонных электронных приборов.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ (1970-2010)
С 1971 года по 1996 год завод ремонтировал пяти-вагонные рефрижераторные секции постройки БМЗ.
В 1993 году, когда немецкие вагоностроители подбирали в России партнера для совместного производства капитально-восстановительного ремонта купейных ЦМВ с кондиционированием воздуха, их выбор пал на новороссийских вагоноремонтников. Совместно было отремонтировано 45 вагонов, а с 1995 года Новороссийский ВРЗ производит такой ремонт самостоятельно.
Взяв курс на освоение тяжелых видов ремонта, завод с 2001 года начал производить КВР вагонов-ресторанов со сроком службы 25 лет и продлением их срока службы дополнительно на 15 лет. Эти вагоны отличаются оригинальным дизайнерским решением, улучшенными техническими характеристиками и повышенными потребительскими свойствами.
За период 2003-2008 гг. в процессе реализации инвестиционной программы реконструкции и техническому переоснащению завода введен в эксплуатацию корпус с электроремонтным и вагоносборочным цехами. Установлена и введена в эксплуатацию дробеструйная камера итальянской фирмы "Carlo Banfi", что значительно позволило улучшить условия труда, повысить качество работ по дробеочистке. Установлена и введена в эксплуатацию окрасочно-сушильная камера для окраски и горячей сушки кузовов вагонов, что также позволяет улучшить качество и сократить технологические сроки окраски вагонов.
В период с 2006-2008гг. введен в строй новый аккумуляторный участок, оборудованный отдельными производственными площадями для всех циклов ремонта аккумуляторных батарей. В участок по ремонту гасителей колебаний внедрен компьютерный стенд для тестов и испытаний гасителей колебаний. Создана новая площадка для ремонта грузовых букс в колесно-тележечном цехе. Введена в эксплуатацию обмывочная машина высокого давления для обмывки тележек. Организован участок изготовления деталей для ремонта кузовов КВР в ремонтно-комплектовочном цехе. Внедрены приборы компании «Робокон» для контроля роликовых подшипников. Создан участок упрочнения вагонных деталей и участок порошковой окраски. Начали работу новые регистрирующие устройства дефектоскопов УР-1 и УР-2 (компьютерная база данных).
В 2008 году предприятие вошло в холдинг Вагонреммаш.
В 2009 году предприятие отремонтировало 252 пассажирских вагона и 1291 комплекта колесных пар, в 2010 году уже 336 пассажирских вагона и 673 комплекта колесных пар http://admnvrsk.ru/aboutcity/katalog/econom/prom.php.