15 ЦАРЗ прошел трудный и славный путь, неразрывно связанный с историей становления и развития наших Вооруженный Сил, Сибирского военного округа. Со дня своего основания и по настоящее время завод играет важную роль в деле поддержания боевой готовности Вооруженных Сил страны. В конце 20-х—начале 30-х правительство, командование Вооруженных Сил страны, взяв решительный курс на широкую механизацию соединений и частей, создает в 1929 году Управление механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной Армии. С того времени танковые и автомобильные войска стали важнейшими частями военной системы Советского государства.
На основании распоряжения штаба РККА № 5/8246 от 29 января 1935 года в г. Новосибирске 26 февраля 1935 года был сформирован склад-мастерская автобронетанкового имущества, в дальнейшем преобразованный в Авторемонтный завод № 15. Завод возглавил капитан А. Н, Новиков. В предвоенные годы создается хорошая материальная и техническая база предприятия, позволившая ему производить капитальный ремонт автобронетанковой техники: автомобили ГАЗ-А, ГАЗ-АА, М-1; танки Т-26; тракторы ЧТЗ. В короткое время завод превратился в предприятие с современным уровнем механизации, квалифицированными рабочими, обеспечившим качественную продукцию.
Огромен вклад военных автомобилистов в Великую Победу 45-го. Автомобильные войска взяли на себя основную тяжесть задачи обеспечения и снабжения наших войск на передовой и в тылу. Во многом именно их усилиями достигалась высокая мобильность наших частей и соединений в ходе проводимых операций, перевозка военных и народнохозяйственных грузов в тылу. В суровые годы Великой Отечественной войны усилиями коллектива завода в сложнейших условиях завод делал все для снабжения формирующихся в Сибирском военном округе войск техникой и запасными частями. Рабочие и инженерно-технический персонал отдавали все силы на выполнение производственных заданий, самоотверженным трудом приближали День Победы. В 1941-1945гг. начальниками завода были военный инженер 3-го ранга Мишура М. Н., военный инженер 3-го ранга Ревес Н. И., подполковник Ласкин А. Ю., инженер-майор Походум И. С. Во время войны завод ремонтировал автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5.
Танки и автомобили фронтовой поры на постаменте вот уже полувека украшают площади и скверы многих российских городов. Они по праву стали символом самоотверженности и храбрости советских воинов на фронтах, героического труда труженика тыла. Стоит такой памятник и на территории 15 ЦАРЗ...
После окончания Великой Отечественной коллектив завода самоотверженно трудился над ремонтом боевой техники, вырастил многих высококвалифицированных специалистов автотехнического обеспечения. Во второй половине 40-х и в 50-е годы завод возглавляли полковник Каплиенко В.Д., подполковник-инженер Полещук Я. В., подполковник Катков М. Ф. В это время завод ремонтировал автомобили ЗИС-5, Студебеккер, Форд-6,Додж-51, Виллис, ГАЗ-67Б, затем завод осваивает ремонт автомобилей ЗИС-21, ЗИС-385, ЗИЛ-120, 150,598, ГАЗ-51, 63,69, 93.
В 1964 г. заводу отводится новая территория в Советском районе г. Новосибирска, что создало возможность размещения всего цикла производства и увеличения его мощности. На основании приказа Командующего войсками СибВО № ОМУ/1/01/553 от 2 июля 1964 года было проведено объединение заводов РМЗ № 553 и 15 АРЗ под общим названием 15-й автомобильный ремонтный завод. В 1966 г. завершается полная передислокация завода на новую, ныне существующую территорию, сданы в эксплуатацию два 80-ти квартирных жилых дома для работников завода, в 1967 г. вводится в эксплуатацию производственный корпус для сборочного и моторного цехов. В 1961 — 7967 гг. заводом руководил подполковник-инженер Усачев М. А. В эти годы завод ремонтирует автомобили ЗИЛ-164, 151, ГАЗ-51, 63, 69, бульдозеры, автокраны, компрессоры и экскаваторы различных марок.
С 1968 года завод носит новое название — 15-й завод по ремонту автотракторной техники (15 ЗРАТТ). За эти годы были построены и сданы в эксплуатацию заводоуправление и корпус по ремонту двигателей, В1970 году завод приступил к освоению автомобилей ЗИЛ-157, а в 1974 году — автомобилей ЗИЛ-131 и Урал-375, 377. С 1967 по 1969 гг. завод возглавляли подполковник-инженер Труфанов А. К., подполковник-инженер Киселев И. С.
Во второй половине 60-х годов предприятие сформировалось в сложное многопрофильное производство, расширились его возможности.
70-е — первая половина 80-х — годы интенсивного строительства производственных зданий и сооружений, жилья и объектов соцкультбыта. Предприятие успешно осваивает новые производственные площади. Сданы в эксплуатацию корпус по ремонту большегрузных автомобилей, очистные сооружения, казарма для военнослужащих, склады материалов и запасных частей, четыре жилых дома и др., начинается строительство заводского профилактория и лыжной базы.
В1977году завод по ремонту автотракторной техники (15 3PATТ) переименован в Автомобильный ремонтный завод № 15 (АРЗ-15). По результатам работы коллектив завода неоднократно отмечался в числе лучших среди промышленных предприятий Сибирского военного округа (1972, 1975 и 1979 гг.), а также среди заводов ГАБТУ МО (1973 г.). За хорошие показатели в работе по итогам года завод неоднократно отмечался в приказах Командующего войсками СибВО (1980, 1981, 1982 гг.). В этот период за безупречный труд многие рабочие, ИТР и служащие завода были отмечены государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени — Крапотин И. С, Данилов Ю. А., Дадонов И. С; орденом «Знак Почета» — Лопатин С. А., Унзер Ф. И., Черняков В. Н., Скороделов Н. Г.; орденом Трудовой Славы III степени — Кондратьев Г. Г., Ефимов А. А., Кусова Н. П., медалью «За трудовое отличие»—МурзинцевА. П., Вас-кин А. М., многие другие—медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», более 70 человек были награждены знаками «Ударник 9-й пятилетки», «Победитель социалистического соревнования» (47 человек), «Отличник социалистического соревнования Министерства Обороны СССР», удостоены звания «Ударник коммунистического труда». Многие рабочие получили право сдавать продукцию с личным клеймом качества (Гречаный Н., Безродный А., Чубаров Н. и др.). Среди лучших рабочих завода — участники Великой Отечественной войны Реутский С. М., Черняков И. В. и многие другие.
Начальником завода в это время был подполковник Стрельчик Ю. А., главным инженером — подполковник Сусло С. Т.
На заводе сложились и прославили его своим трудом знаменитые рабочие династии, общий трудовой стаж которых исчисляется многими десятилетиями: Ароновы (работают на заводе с 1943 года), Дадоновы (с 1946 г.), Никитины (с 1973), Меркуловы (с 1975 г.), Шумилины (с 1992 г.). Здесь плечом к плечу трудились люди, ставшие гордостью завода;— Беркман Е. В. (на заводе с 1942 г.), Горелов Н. И. и другие, прошел путь от рабочего до начальника цеха Астапенко А. М.
С досрочным выполнением плановых заданий коллектив рабочих, инженерно-технический персонал, военнослужащих поздравил Военный Совет Краснознаменного Сибирского военного округа (1974 г.). В 1975 г. решением ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР и Центрального автотранспортного управления Министерства Обороны СССР по итогам Всесоюзного социалистического соревнования заводу присуждено классное место. В 1977 г. завод был награжден Дипломом ВЦСПС и ЦК ВАКСМ за достижение во Всесоюзном конкурсе по использованию резервов производства и режима экономии
.
В 1981 году с вводом в эксплуатацию цеха по ремонту большегрузных автомобилей на заводе осваивается ремонт автомобилей МАЗ-537, 543, КрАЗ-255, 256, 257, 258.
Во второй половине 80-х — первой половине 90-х расширяется ремонтная база завода. Построены и сданы в эксплуатацию производственные здания для служб отдела главного механика, производственные помещения сдаточного участка грузовых машин, склады ремонтного фонда двигателей и готовой продукции и мн. др. Начинается коренная реконструкция производственных цехов, связанная с освоением ремонта машин новых марок, подготовка производства по освоению капитального ремонта автомобилей УАЗ-3151, 3303, 3962, Урал-4320, КрАЗ-260 и гусеничных тягачей МТ-ЛБ.
Начальниками завода в эти годы были подполковник Сапрунов Г. А., подполковник Теплов Н. И., полковник Борисов А. А., главным инженером подполковник Шиф М.Б.
Вторая половина 90-х — 2003 г. — е силу сокращения ремонтного фонда и постоянного сокращения финансирования, в новых сложных экономических условиях коллектив и руководство завода, осваивая и внедряя в производство ряд прогрессивных технологий (детонационного напыления коленчатых и гладких валов, термоупругой пластической деформации гильз дизельных двигателей и ряда других), сумели сохранить кадры, найти свое место в условиях рынка. В эти годы была проделана большая работа по совершенствованию технического процесса ремонта автомобильной техники, повышения уровня качества выпускаемой продукции, освоению ремонта автомобилей новых марок, улучшению условий труда и быта рабочих завода. Завершается реконструкция цеха для ремонта легковых автомобилей семейства УАЗ (1996 г.), проводится реконструкция бытовых помещений для рабочих ЦВИД и цеха ремонта легковых автомобилей (2000 — 2007 гг.).
На базе завода были организованы и проведены сборы руководителей ремонтных предприятий ГАБТУ МО, что является признанием заслуг коллектива в организации производственного процесса и внедрения передовых технологий при ремонте автомобильной техники.
Начальником завода в это время был полковник Бован В. П., главным инженером подполковник Шиф М. Б.
В 2001 г. АВЗ-15 получает новое название — Государственное унитарное предприятие — 15 военный завод (ГУП — 15ВЗ), а в июле 2002 г. — Федеральное унитарное предприятие «15 Военный завод» Минобороны России (ФГУП «15 ВЗ» МО РФ).
С 30 апреля 2004 г. завод именуется — Федеральное Государственное унитарное предриятие «15 Центральный автомобильный ремонтный завод» Министерства Обороны Российской Федерации (ФГУП «15 ЦАРЗ» Минобороны России).
В настоящее время, в условиях острой конкурентной борьбы на рынке авторемонтных услуг особое значение, наряду с качеством продукции, приобретает предоставление широкого диапазона дополнительных услуг для потребителя, в том числе для заказов по индивидуальным требованиям на основе разработки современных сервисных технологий. Сегодня предприятие выполняет полнокомплектный капитальный ремонт, переоборудование, полное восстановление автомобилей, двигателей, агрегатов, узлов и деталей заводов-изготовителей: КамАЗ, Урал, КрАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ, ЯМЗ. Изготавливает и выполняет монтаж лесовозного оборудования на базе автомобиля УРАЛ, восстанавливает вахтовые автобусы на базе шасси автомобилей УРАЛ, КамАЗ, осваивает технологию по распиловке круглого леса для нужд производства, а также обработке (цилиндрованию) бревен для индивидуальных заказчиков и др.
С 2004 г. завод возглавляет полковник Романов В. А., главный инженер-подполковник Султанов Т. Ф.