Завод «Электросигнал» (Новосибирск)

Понедельник, 17 Июнь 2013 15:03 Автор 
1

Карточка предприятия

  • Новое название: ОАО «Завод Электросигнал»
  • Дата основания: 1941
  • Статус: Раздел производства между фирмами
  • Адрес: г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 31.
  • Компании, берущие начало на предприятии: ООО «Электросигналмаш». ЗАО «Электросигнал-Холдинг». ЗАО "Электросигнал"
  • Коротко о ситуации: Предприятие пережило трудные времена перестройки и конверсии хоть и не без потерь.Значительную часть в производственной деятельности завода теперь составляет домостроение,производство входных и межкомнатных дверей,окон из дерева. В 2012 году появилась информация ,ссылающиеся на руководство предприятия ,о планируемом сносе главного заводского корпуса в 2013 году под строительство гостиницы на 200 номеров.
1

«Красный сигналист»

В 1931 году по решению июньского Пленума ЦК ВКП (б) в Воронеже наметили построить завод по производству аппаратуры для железнодорожной сигнализации и блокировки. Этому решению предшествовало постановление Пленума Центральных черноземных областей о наименовании будущего завода «Красным сигналистом» и определило место строительства. Директором «Красного сигналиста» стал бывший подпольщик-революционер, партизан гражданской войны в Молдавии Георгий Михайлович Грой-сер-де-Маре.

К началу 1932 года на бывшем пустыре за Заставой вырос первый двухэтажный корпус КС – так воронежцы для краткости именовали новый завод. В нем разместились механомонтажный, электромонтажный, деревообделочный и транспортный цехи. Начался выпуск первой продукции – железнодорожных клемм для СЦБ.

В августе 1932 году Совет Труда и Обороны принял постановление о создании в Воронеже на базе «Красного сигналиста» нового предприятия. До уточнения нового профиля завод решили временно законсервировать. Однако, благодаря настойчивости коллектива и его руководства, строительство и работа завода продолжались. «Красный сигналист» был переименован в «Электросигнал». Журнал Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме СССР в заметке, посвященной новому заводу, писал: «Новый Воронежский завод «Электросигнал» – большой завод по выработке радиопродукции. Уже в этом году завод приступил к освоению производственной программы в тридцать две тысячи приемников, из которых тридцать тысяч детекторного типа П-8 и двух тысяч лампового приемника типа ЭКЛ-4. На радиорынке уже появилась первая партия детекторных приемников П-8, выпущенных досрочно по инициативе комсомольского коллектива «Электросигнала». Все детали, начиная от клемм, контактов, ящика, катушек самоиндукции и кончая детектором, изготовлены в Воронеже на новом заводе. Лабораторные испытания дают вполне хорошие результаты, и «новичок» уже завоевал авторитет среди радиолюбителей и широкой колхозной массы».

В 1935 году завод увеличил выпуск батарейных приемников БИ-234. По этому поводу газета «Коммуна» сообщала: «Установка БИ-234, состоящая из трехлампового приемника и электродинамического репродуктора, с успехом обслуживала полевые станы, красные уголки колхозов, совхозов и МТС, а также дома сельских жителей». И еще: «Своими силами «Электросигнал» разработал новый сетевой четырехламповый приемник СИ-235, а затем и более совершенный СИ-236».

В последующие годы завод осваивал все более совершенную радиопродукцию. Производственное задание первого полугодия 1941 года электросигнальцы выполнили досрочно. Непрерывно сходили с конвейера сборочного цеха сверхплановые 6-H-1, 9-Н-4 – лучшие в то время радиоприемники массового спроса; репродукторы «говорящая бумага» и «говорящий целлофан», новейшие приемники 4-ПБ-10 и 4-ПБ-11, четырехламповые приемники для села. Но война надвигалась на страну грозно и неотвратимо. О том, как заводчане встретили страшное известие, вспоминает Валентина Естафьевна Швецова:

«Мы работали дружно и весело. Но 22 июня все нарушилось – мы услышали по радио оглушительную весть – началась война. Третьего июля электросигнальцы собрались на общезаводской митинг. «Мы не уйдем из цехов, пока не выполним своего задания, – заявили рабочие. – Трудясь с удвоенной энергией, мы заменим товарищей, ушедших на фронт!».

Производство приемников прекратили, завод полностью переключился на выпуск изделий радиосвязи для Красной Армии. Все цеха перешли на двухсменную работу. Смена – 12 часов. Многие работники завода были мобилизованы. Их заменили жены и дети. Руководящий и основной инженерно-технический состав перешел на казарменное положение. В цехах и отделах устанавливались топчаны для отдыха людей. В заводской столовой организовали круглосуточное питание рабочих.

Помимо основной военной продукции в считанные дни подготовили и организовали изготовление ручных гранат, финских ножей, а в цехе футляров начали производство хвостовой части самолетов для соседнего авиационного завода. Одновременно с выпуском серийных изделий разработали и подготовили новые, более современные изделия радиосвязи.

Был сформирован полк народного ополчения под командованием директора завода. На территории вырыли «щели» для укрытия людей при налетах вражеской авиации. В сентябре 1941 года положение на фронтах резко осложнилось, и над Воронежем нависла непосредственная угроза. Согласно решению Государственного Комитета Обороны завод подлежал немедленной эвакуации на восток страны — в Новосибирск.

С сентября по декабрь 1941 года с интервалом 10-20 дней сформировали и отправили в Новосибирск десять эшелонов с оборудованием и людьми. Демонтаж и погрузка оборудования на железнодорожные платформы проводились круглосуточно. Не хватало специальных средств механизации. Тяжелое оборудование срывалось с фундаментов, надвигалось на катки или железные листы и перетаскивались людьми к погрузочному помосту, с помощью лебедок затаскивались на железнодорожные платформы.

Заводу удалось вывезти все технологическое и энергетическое оборудование, техническую документацию, наличные материалы, детали и полуфабрикаты из цеха и складов. Эвакуировали 1560 работников завода и 1150 членов их семей.

«Мы продолжали работать, пока не вышло постановление правительства об эвакуации завода в неведомую для нас Сибирь, –вновь вспоминает В.Е. Швецова. – Долго раздумывать не пришлось. Большинство решило ехать. Начались срочные сборы. Тяжело было оставить свой очаг. Брали с собой только необходимое – разрешили по пятьдесят килограммов на человека. Надеялись съездить на время, а оказалось навсегда».

Эвакуация в Новосибирск

Оборудование из вагонов перетаскивали на себе за много километров. Впрягались по 15-20 человек и, как бурлаки, выбиваясь из сил, тащили осторожно, чтобы не повредить станки и механизмы. О транспорте речи не шло. Единственная заводская машина была круглосуточно занята на других работах. Втащив оборудование в цех, тут же начинали монтировать его и пускали в работу. Отведенная под заводскую столовую комнатушка едва вмещала тридцать человек, поэтому обеды разносили по цехам. Рабочий день длился четырнадцать-пятнадцать часов.

В составе первого эшелона эвакуировали небольшую группу технологов во главе с главным технологом Д.С. Савровским. Приехав в Новосибирск, группа произвела расчеты и расцеховки, составила планировки размещения цехов, складов, лабораторий и отделов на тех площадях, которые выделили заводу. Когда прибыли следующие эшелоны с оборудованием, не возникало проблем, где его размещать.

Первой промышленной площадкой завода стала территория местного ликероводочного завода, соединенная железнодорожной веткой со станцией Новосибирск-Алтайская, попросту «Алтайкой». Приехавшие из Воронежа рабочие вместе с сибиряками в тяжелейших условиях, при морозе ниже тридцати градусов разгружали оборудование, устанавливали его в цехах, производили демонтаж и перевозку оборудования винзавода. Работа велась круглосуточно.

В производственном корпусе винзавода на первой площадке разместили автоматно-револьверный и инструментальный цехи, в подвале – штамповочный. Там же – технологический и производственный отделы. В помещении материальных складов винзавода – цехи 34 и 52. В складских корпусах аптекоуправления, это уже вторая площадка на улице Добролюбова, удалось разместить основной сборочный цех 48, опытный цех, пластмасс и керамики, цех узловой сборки, отдел главного конструктора и ряд складов. Цехи конденсаторного производства – 45, 46, 47 определили на третью площадку, под которую отвели здание бывшего общежития мелькомбината, а деревообрабатывающий цех 43 – на четвертую площадку в недостроенное здание на берегу Оби. Позднее заводу передали территорию между улицами Декабристов и Третьего Интернационала с ветхими строениями, принадлежащими разным мелким городским организациям.

Огромную работу провели заводские энергетики по обеспечению цеха электрической и тепловой энергией. Пять маломощных котельных расположились в подвалах разных зданий. Подачу тепла и технологического пара в цеха конденсаторного производства оригинально решили за счет установки на площадке паровоза, который вырабатывал пар и успешно выполнял эту работу вплоть до 1952 года, когда цехи конденсаторного производства вышли из состава завода. Они образовали самостоятельное предприятие – завод радиодеталей.

Эвакуированные работники завода временно расселялись в школах, клубах, частных домах. Доброжелательные хозяева-сибиряки, потеснившись, дали воронежским электросигнальцам крышу над головой. Некоторые рабочие построили себе землянки.

«Моя семья получила жилье в частном, ветхом одноэтажном домике. На кухне, – вспоминает одна из бывших работниц завода Е.ИМилюкова. – Хозяева – пожилые люди. Я всегда буду вспоминать теплыми словами этих простых, суровых, малоразговорчивых, но таких душевных людей. Ведь нам было очень трудно. Мы не были готовы к такой неустроенной жизни. Приходилось переносить морозы больше сорока градусов. Первая наша зима в Сибири была очень холодной. И одеты-то мы были по-южному, и питания-то нам не хватало. И все эти трудности нам помогли преодолеть прекрасные сибирские люди. Мы верили в победу, до которой было так далеко…

Наши мужья сражались на фронте. Многих на рабочих местах заменили жены. Но не все женщины могли работать. У многих были маленькие дети, которых не оставишь одних. На месте, где высится гостиница «Обь», находился небольшой мясозавод. На спуске к нему стоял маленький барак – подсобка этого заводика. В нем-то и был оборудован детский сад на пятьдесят ребятишек».

Об этих же временах рассказывает еще один ветеран завода Ю.А. Лифанова.

«Мы прибыли в Новосибирск 25 ноября 1941 года, а уже в конце ноября – начале декабря я выдала чертежи на специзделия конструктору Беляеву. Работали день и ночь. Технологи, конструкторы находились на казарменном положении. Когда к пристани подходили баржи с кирпичом, лесом, продуктами, многие работники завода выходили на берег и, выстроившись в цепочку, вручную вели разгрузку. Тяжелое оборудование мужчины волочили по земле на железных листах.

Работали по шестнадцать часов в сутки. И, конечно, никаких выходных и отпусков. Люди ходили в телогрейках, на ногах калоши. Муж получил валенки, которые и проносил все трудные военные зимы. Кстати, эти валенки сохранились у нас по сей день. Храним их как память о первых тяжелых годах завода в Сибири».

Параллельно с установкой и монтажом оборудования проводился набор новых рабочих. Организовали множество школ, курсов. Специалисты обучали новых рабочих приемам сборки, укладки, монтажа, пайки. Учили рабочих-сибиряков начальники, технологи и мастера производственных цехов. Много сил и энергии обучению сибиряков отдал начальник отдела подготовки кадров Д.В. Берестнев.

Решением Государственного Комитета Обороны заводу отпустили шестьдесят суток на эвакуацию и организацию производства изделий военной техники в Новосибирске. Фактически эту работу выполнили за сорок девять суток.

В ноябре 1941 года пустили все цехи основного производства, а 24 декабря первую партию радиостанций, изготовленных на сибирской земле с маркой «Завод 590», отправили в действующую армию. Установленная на самолеты и танки она отлично себя зарекомендовала в боевых условиях.

За успешное выполнение заказов фронта в 1942 году приказом Наркомэлектропрома от 12 июня 1942 года заводу присудили вторую премию во Всесоюзном социалистическом соревновании. 70 рабочих завода получили денежные премии.

Организатором всех работ по становлению и развитию завода в течение трех военных лет был директор «Электросигнала» Константин Назарович Мещеряков. Его неутомимая энергия, высокий профессионализм позволяли выполнять то, что на первый взгляд казалось невозможным. С 1943 года К.Н. Мещеряков – одновременно заместитель Народного Комиссара электропромышленности СССР и руководитель заводами отрасли в Сибирском регионе.

На заводе разворачивалось стахановское движение. Первыми тысячниками стали инструментальщики цеха 51 Михальский, Иванов, Оборнева. Количество стахановцев и ударников росло ежедневно. В январе сорок второго их было 491 человек, а в марте уже 962. За это же время с количество многостаночников с 47 выросло до 110. Главным инженером в военные годы работал А.Д. Фролов – крупный специалист в области радиотехники, впоследствии директор отраслевого научно-исследовательского института, профессор, заведующий кафедрой Московского энергетического института. Его помощниками были опытные инженеры Г.Б. Ильин, главный конструктор завода и Д.С. Савровский – главный технолог.

В годы войны внедряются новые технологические процессы – литье деталей под давлением, изготовление керамических ламповых панелей, получение полых деталей штамповкой методом обратного выдавливания, горячая объемная штамповка деталей из латуни. Запустили новый цех по изготовлению керамических деталей, который обеспечивал, кроме своего производства, нужды ряда сибирских заводов.

Выезжали представители завода и на фронт в составе ремонтных бригад, которые назывались радиолетучками. В одной из таких радиолетучек участвовал в качестве техника Н.Ф. Евстропов, позже начальник отдела технического контроля. Вот, что он рассказывал об этой работе:

«В июне 1944 года по решению наркомата электротехнической промышленности и наркомата обороны СССР я был командирован в Москву. Там на территории одного из радиозаводов готовилась походная мастерская для ремонта приемников и радиостанций в полевых условиях, «радиолетучка», как ее обычно называли. Это была машина с крытым кузовом, оборудованная мощными аккумуляторами для питания радиостанций, измерительными приборами, паяльниками и необходимым запасом радиоэлементов.

Нашей бригаде, состоявшей из трех человек, предстояло ознакомиться с работой радиоизделий в условиях боевой обстановки, учесть на местах все замечания и предложения по их усовершенствованию, а также отремонтировать отказавшие радиостанции танковых частей.

25 июня мы выехали на 2-й Украинский фронт. Бригада была направлена в Шестую танковую армию 5-го Гвардейского Танкового Сталинградского – Киевского корпуса. Готовилась Яссо-Кишеневская операция, и нужно было отремонтировать и проверить все радиостанции батальонов и бригад корпуса.

Среди приемников и радиостанций, подлежащих ремонту, были и выпущенные на нашем заводе. К тому времени на каждой «тридцатьчетверке» были установлены танковые приемники РСИ-4А. Мы отремонтировали все отказавшие и проверили на работоспособность радиоприемники и передатчики на командирских танках. Радиосвязью приходилось пользоваться в исключительных случаях, ведь мы находились практически на передовой, в непосредственной близости от противника. Подготовка к операции проводилась в строжайшей тайне. В танковые батальоны мы проникали, как правило, ночью, избегая демаскировки, проверяли работоспособность радиостанций прямо на танках, там же при необходимости восстанавливали отказавшие.

Довелось нам ремонтировать и радиостанции РБ, выпущенные нашим заводом. К чести работников «Электросигнала», могу сказать – созданные в те тяжелые годы приемники и станции РБМ отказывали исключительно редко. Отказы, которые нам приходилось устранять, были связаны с выходом из строя комплектующих изделий, чаще всего сопротивлений и конденсаторов.

Приходилось восстанавливать и радиотехнику, которая побывала в боях, подверглась обстрелу. Мы комбинировали, собирали хотя бы один приемник из двух непригодных.

Трудно пришлось – мешали работать непрерывные обстрелы, бомбежки. Не хватало оборудования, запчастей. Но наша «радиолетучка» делала все, что могла».

Эта бригада в составе гвардии инженера А.Ф. Филимонова, гвардии техника Н.Ф. Евстропова и гвардии рядового Г. Толстова с 1 июля по 15 сентября 1944 года отремонтировала 136 радиостанций. Радиолетучка совместно с танковыми бригадами двигалась в прорыв на территории Румынии, по маршруту Яссы—Плоешти—Бухарест, по первому требованию выезжала в танковые батальоны и на ходу ремонтировала радиостанции боевых машин, зачастую рискуя собственной жизнью под артиллерийским и минометным огнем. Одновременно с производством серийных изделий для армии подготовили производство и освоили выпуск радиостанции РБМ, проходившей под шифром «Левкой», для сухопутных войск. Радиостанция хорошо себя зарекомендовала в боевых условиях и выпускалась много лет.

Разработка была удостоена Сталинской премии. Лауреатами стали главный конструктор И.С. Мицнер и начальник конструкторского бюро отдела главного конструктора И.А. Беляев. За годы войны «Электросигнал» обеспечил радиосвязью 111 945 самолетов, 41 145 танков, 36 065 стрелковых подразделений. Заводские радиостанции РСИ-6МУ, УС-3С, РБ-М в годы Великой Отечественной войны стояли на каждом самолете, на каждом третьем танке. Лучшей радиостанцией времен Отечественной войны была признана РБ-М, не имевшая аналогов в армиях воюющих стран.

21 января 1944 года Указом Президиума Верховного совета завод награжден орденом Ленина «… за образцовое выполнение заказов для фронта в авиационной и танковой промышленности».

В том же году завод возглавил Георгий Николаевич Григорьев, с именем которого связано строительство промышленных корпусов, жилых домов, зданий культурно-бытового назначения. Г.Н. Григорьев хорошо знал производство, ежедневно бывал в цехах, вникал во все трудности и решал их. От частных домов и огородов освободили территорию по улицам Зыряновской и Гурьевской. Первыми производственными зданиями стали корпус ремесленного училища № 17, складские помещения на первой площадке, корпус № 5 на второй площадке. Туда перевели гальванический цех (сейчас в нем цех №40), построили центральную котельную производительностью десять тонн пара в час. Это позволило, наконец, закрыть и демонтировать все мелкие котельные. Центральная котельная проработала до 1972 года.

В 1944 году началась реконструкция главного корпуса на второй площадке. Практически возникло новое четырехэтажное здание площадью шестнадцать тысяч квадратных метров. В него перевели цехи узловой и общей сборки, основные отделы и лаборатории.

В 1945 году началось строительство еще одного жилого поселка в районе улицы Панфиловцев, заложено здание Дома культуры – по сути, комплекс, где должны расположиться столовая, поликлиника, спортзал, филиал техникума. В 1949 году строятся пионерский лагерь и летние дачные домики в лесу в районе поселка Матвеевка, заселяется жильцам четырехэтажный дом около завода. Начато строительство четырехэтажного жилого дома по улице Добролюбова.

*  *  *

В первый послевоенный год завод продолжал выпускать радиостанции для армии. Началась подготовка производства радиоприемников 6Н-1. Первый радиоприемник, изготовленный в Новосибирске, получил шифр 6Н-25 – на отражательной доске, обтянутой декоративной тканью, в левой части футляра располагался громкоговоритель. На второй площадке в складском корпусе организовали цех динамиков. Достаточно быстро строился и главный корпус. Сейчас это корпус номер один. На четвертом этаже расположился сборочно-выпускной цех 44. В цехе смонтировали монтажный конвейер, организовали рабочие места регулировщиков. Первым начальником цеха стал мастер сорок восьмого цеха Э.В. Ершов. Футляры для приемников делались в деревообрабатывающем цехе 43.

В заготовительных и узловых цехах изготавливались блоки конденсаторов переменной емкости, шкалы с верньерными устройствами, динамики, комплекты проводов. Основная нагрузка по подготовке производства радиоприемников легла на плечи инструментальщиков. В ремонтно-механическом цехе изготавливалось нестандартное технологическое оборудование. С 1946 года начался серийный выпуск радиоприемников 6Н-25 и 7Н-27.

После войны все ждали хороших новостей, а радиоприемников в продаже не хватало. И на заводе подготовили производство радиоприемника «Москвич». Серийный выпуск футляров для приемника осуществлялся на заводах химической промышленности.

В конце 1940-х заводу поручили организовать производство и выпуск самолетных радиостанций РСИУ-3М, под шифром «Клен». Это была разработка отраслевого научно-исследовательского института. Освоение этой радиостанции произвело «техническую революцию» на заводе. Пришлось освоить изготовление деталей из нержавеющей стали по второму классу точности, сложных механизмов перестройки – пульс-моторов. Очень сложными оказались блоки конденсаторов переменной емкости по гальванической отделке собранных секций, проще говоря, кадмированию, керамические оси и детали установочной керамики, отдельные лакокрасочные покрытия новыми видами лаков и эмалей.

На завод стали возвращаться фронтовики. Среди них оказалось много инициативных, умных людей, сразу вписавшихся в коллектив. Механиком цеха пришел на завод А.И. Кубышкин. Впоследствии он стал начальником цеха, награжден орденом Ленина. В освобожденный Воронеж возвратились многие рабочие, опытные, высококвалифицированные. Их отсутствие особенно остро почувствовали в инструментальном и ремонтно-механическом цехах. В то же время на завод пришли молодые рабочие, из московских и ленинградских институтов приехала большая группа молодых специалистов.

Приходили на завод и выпускники ремесленных училищ. Среди них была и Ю.Н. Кузьмина. «На завод я пришла в октябре сорок пятого года после окончания ремесленного училища, – рассказывает она, теперь уже ветеран «Электросигнала». –Распределили меня в сорок первый цех намотчицей. Помню, как-то из-за отсутствия необходимого провода для намотки на катушки застопорилась работа. Под угрозой и план цеха, и план завода. Тогда решили использовать провод, намотанный на катушки немецкого производства. Беда была только в том, что и провод, и катушки были пропитаны церезином. Для того, чтобы удалить церезин при перемотке на наши отечественные катушки, на моем станке установили приладу из емкостей, заполненных раствором, и тампон, через который протянули провод. При перемотке церезин растворялся и брызгал во все стороны. И на меня, конечно. Защищалась, как могла: обмотала голову платком, лишь глаза оставила открытыми. Я не подвела наш коллектив, со своей задачей справилась и, конечно, очень этим гордилась.

В конце сороковых годов деревянный корпус сорок первого цеха сгорел. Искра попала в бидон, в котором хранилось горючее. Пожар случился глубокой ночью. Именно в эту ночь в цехе дежурили я и моя подруга. Девчонки же совсем были, но не растерялись. Вызвали пожарных, сообщили о пожаре начальству. Смотрели, чтобы зеваки, собравшиеся смотреть на пожар, не растащили динамики. Их-то и делали в цехе. За находчивость мы получили от начальства благодарность, и даже денежное вознаграждение».

В тот же год начал на заводе свою трудовую деятельность и Н.П. Филь в дальнейшем удостоенный звания «Почетный радист СССР». Об этом времени он рассказывает так:

«Сначала я работал регулировщиком. Одновременно, без отрыва от производства, учился в заводском техникуме. А когда закончил, был назначен инженером, еще через полгода – старшим инженером. С шестьдесят четвертого года работаю начальником конструкторского бюро.

Я участвовал в разработках генераторов звуковых сигналов, которые завод выполнял для Московского университета на Ленинских горах. Тогда я был регулировщиком, а разрабатывал генераторы Виталий Алексеевич Травкин.

В те годы велись работы по специзделиям для Китайской республики. Несколько позже я уже сам разрабатывал 102-й заказ – «Перо». Помню изделие «Клен» – 95-й заказ. А 124-й – «Курс НП» идет у нас и по сей день.

Из давних разработок, наверное, особенно запомнились работы по полуавтоматической установке для проверки кварцевых резонаторов. По тем временам это было очень сложное, но очень интересное изделие. Работы велись под руководством начальника отдела Юрия Сергеевича Крживацкого, который и был моим первым наставником и руководителем. Частенько приходилось оставаться после работы. Это сейчас за сверхурочные просят отгулы, а тогда мы о них и не помышляли. Думали только об одном – как быстрее сделать работу и начать новую. Кстати, опоздания на одну-две минуты для нас были настоящим ЧП!».

*  *  *

Большинство воронежцев являлись грамотными, знающими, опытными инженерами-практиками. Практиками без дипломов. Многим завершить учебу в институте помешала война. Даже главный инженер завода Д.Е. Алексеевский не имел высшего образования.

После войны вернулись на производство бывшие студенты. В пятидесятые годы на заводе широко развернулись различные виды технической и общеобразовательной учебы. Начал работу консультационный пункт Московского энергетического института. Открылся вечерний радиотехникум, заработала вечерняя общеобразовательная школа. Начальники цехов, отделов, лабораторий, ведущие инженеры по вечерам пополняли свои знания.

Чуть раньше, в конце сороковых, на завод прибыла большая группа молодых специалистов, различных и таких нужных на заводе профессий. В Новосибирске не существовало в то время институтов, которые готовили бы специалистов радиотехники и связи. И Новосибирский электротехнический институт, и Электротехнический институт связи первый набор студентов сделали только в 1953 году. До этого инженерно-технический состав «Электросигнала» пополняли выпускники московских и ленинградских институтов.

Многие годы ведущим инженером ОКБ проработала Р.Д. Дрейзис, вот как она вспоминает послевоенные годы на производстве:

«Седьмой отдел внедрял в производство радиотехнику, которая шла на военные самолеты. Когда я пришла в лабораторию Андрея Андреевича Вольнова, там уже работали два моих однокашника, которые приехали на год раньше. Внедряли изделие, которое называлось «Клен». Разработка НИИ-695, военная аппаратура. Делали ее в сорок девятом цехе, а мы вели производство. Готовили документацию, регулировки всевозможные. Завод работал так – пятнадцатого-двадцатого числа каждого месяца начинал работать круглые сутки, причем круглые сутки не за счет сменной работы. Просто люди работали и день, и ночь до самого первого числа следующего месяца. Такой был режим. Часть людей, в том числе и меня, отправили в ОКБ. Там были изделия «Кипарис-46», «Акация», самолетные радиостанции. Я занималась радиоаппаратурой. Начальником лаборатории был Полищук Петр Петрович, в лаборатории было половина радистов, половина конструкторов. ОКБ находилось в двухэтажном здании завода. Теперь оно трехэтажное.

В основном внедрялись разработки московских и ленинградских институтов. Муж много ездил в командировки, привозил документацию. Мы делали опытные образцы и регулировали их прямо в лаборатории, потом переносили в цех, организовывали рабочие места, учили регулировщиков. Когда ОКБ расширилось, появилась лаборатория усилителей низкой частоты, лаборатория усилителей промежуточной частоты. Узкая специализация. Была лаборатория комплексная – они получали узлы, трансформаторы, катушки всякие… Потом появилось кварцевое производство. Григорий Борисович Альтшулер, который с нами приехал, все это внедрял в массовое производство.

В пятидесятые годы начали заниматься разработками. Одна из серьезных, которую внедрял завод, называлась «ФР». Бочка, огромная такая, куда-то ее в ракеты ставили. Навигационная аппаратура для слепой посадки самолетов. Причем, мы тогда просто классически внедрили это изделие. Точно в срок. Были разные награды из министерства, всех разработчиков наградили орденами и медалями. Потом появился «Курс», так называлось изделие. Стали внедрять изделия своих разработок».

В 1949 году на «Электросигнале» организовали Особое конструкторское бюро. Занималось ОКБ разработками радиостанций и радиоприемниками для народного хозяйства. Первыми руководителями ОКБ стали Д.Е. Либуркин и Н.Н. Маликов.

В 1951 году директором завода назначили Сергея Михайловича Секретева, до этого работавшего инженером на радиозаводе в Казахстане. Он прекрасно знал выпускаемую радиоаппаратуру, занимался новыми разработками. В том же году впервые большую партию радиостанций РБМ-1 отправили в КНР. В 1952 году три цеха конденсаторного производства выделились и образовали завод радиодеталей. К началу 1953 года ОКБ завода завершило разработку изделий «Градус» и вело корректировку радиостанции РСП-1, закончило разработку первой радиостанции для железнодорожного транспорта ЖР-5, началась подготовка к серийному производству радиостанции «Сирень».

В 1957 году все заводы стали номерными. «Электросигнал» стал именоваться почтовым ящиком восемьдесят три. В основном «Электросигнал» занимался модернизацией и ведением текущего производства радиостанций для Министерства обороны. Постепенно громоздкие механические схемы заменили электронные. Велись новые разработки. За бортовую станцию «Ландыш» для гражданской авиации на Лейпцигской ярмарке завод получил Золотую медаль.

В 1957 году по решению правительства было организовано производство для противовоздушной обороны страны. Конструкция изделий оказалась сложной для производства. Завод освоил выпуск изделия навигационного направления, аппаратуру наведения и управления. Сейчас уже не секрет, что аппаратура «Электросигнала» стояла на ракете, которая под Свердловском сбила самолет-шпион У-2. Освоение навигационной аппаратуры УСМП-1 стало прорывом новой технологии на заводе. В ОКБ разработали радиостанции для железной дороги. Здесь также разрабатывались радиостанции для военной и гражданской авиации, для военно-морского флота, наземные средства связи для Министерства обороны

Очень серьезная тематика спутниковой системы связи тоже шла через ОКБ. Радиостанция «Колибри» разработана и сделана на заводе «Электросигнал». Именно на ней поддерживала связь с Центром управления во время полета Валентина Терешкова. Одними из первых работники завода перешли на транзисторы в усилителях мощности как в гражданской, так и в военной аппаратуре. Этими усилителями занимался Виктор Федорович Шорохов. Практически по его инициативе Министерство электронной промышленности начало выпуск новых мощных транзисторов.

В те же годы электронная промышленность страны перешла на разработку новых комплектующих: варикапы, мощные транзисторы. Завод испытывал трудности с поставками, но в ОКБ работали замечательные специалисты – И.А. Беляев, К.А. Корбут, В.Г. Медведев, А.С. Колесников, Я.П. Аристов, В.А. Травкин. Навигационную аппаратуру осваивали В.С. Сториков, В.Н. Коврижных. Это был золотой фонд ОКБ. Кстати, поезда новосибирского метрополитена оборудованы радиостанциями завода «Электросигнал», это модификация разработанных ранее железнодорожные радиостанций другого диапазона.

В настоящее время выпускается более современная бортовая аппаратура. Весь диапазон, 118-136 мегагерц, в котором работали радиостанции, «Электросигналом» производился и раньше для самолетов КБ Ильюшина, Антонова, Яковлева. Они и сейчас стоят, но произошло переоснащение. Выпускаются радиостанции «Орлан» с новой сеткой частот для самолетов на международных рейсах, а также более мощные радиостанции «Баклан». Разработки «Журавль» и «Пихта» были переданы для внедрения на заводы Ярославля и Севастополя. Разработками «Электросигнала» пользовались предприятия КНР и практически все страны социалистического лагеря.

От «Арфы» до «Изумруда»

В начале 1950-х годов в ОКБ завода разработана и запущена в производство радиола «Чайка». Радиола была укомплектована электропроигрывателем, изготовленным на заводе, и выпускалась с пятьдесят четвертого по пятьдесят шестой год. Следующими стали радиоприемники «Восток-47» и «Восток-49».

В 1957 году разрабатывается и запускается в производство радиола «Факел» на печатном монтаже. Радиола имела довольно помпезный внешний вид. Одновременно с ней выпускался небольшой радиоприемник в пластмассовом корпусе. Но «Факел» не пользовался спросом, требовалось переходить на новую продукцию, и «Электросигнал» создал модель радиолы «Арфа». Один из ведущих инженеров ОКБ М.И. Гребенюк рассказывает о событиях тех лет:

«Я выписывала польские журналы, там были фотографии различных радиол. И я попросила конструкторов сделать корпус на ножках, низенький, но длинненький. Динамичек, как сейчас говорят, «мини». Передняя панель с пластмассовой решеточкой, внизу шкала управления, ручки. Проигрыватель. Четыре диапазона. Схема почти та же, а выглядела необычно. Я ее «таксой» звала. Повезли мы «Арфу» в Торговую палату. Поехал сам Секретов. У нас было критическое положение – «Факел» завод затоварил. Волнуемся – там весь радиобомонд собрался. Рига, Таллин, Минск привезли роскошные радиолы, стерео. Я свою «Арфу» заткнула подальше. Прибыло начальство из главка, из министерства. И вдруг – батюшки! – Хрущев приехал. Все его ведут к этим самым роскошным радиолам. Стереозвук, – говорят. – На расстоянии тридцати метров прекрасно звук воспроизводят!

В то время вовсю шло строительство малогабаритных квартир. Какие там тридцать метров! Чтобы простой советский человек хорошо слушал… Но Хрущев ничего не сказал. Продолжил осмотр и остановился возле нашей «Арфы». – А это что? – А это Новосибирск делает, – сориентировался кто-то из министерства. – Специально, – говорит, – для наших новостроек!

Я включила. Она заговорила. Но звук, конечно, после стерео… А Хрущев спрашивает: – Как зовут? – «Пчелка», – почему-то сказал Секретов. Он, видимо, тоже растерялся. – Делайте эту! – сказал Хрущев. Так наша «пчелка» вылетела. Шла она, конечно, как «Арфа». Эталон в Торговой палате, и мы должны выпускать не хуже. Покупали ее очень хорошо».

В конце 1950-х годов наступила эпоха новых приемников – телевизионных. Все разработки телевизоров тогда шли через МНИИТ – Московский научно-исследовательский институт телевидения. В разработках участвовали и Львов, и Минск. Но никому не удавалось сделать унифицированную схему, которая бы удовлетворяла заводы-изготовители. Несмотря на трудности, «Электросигналу» удалось получить заказ на создание нового телевизора. Так на заводе появился опытный образец УИТ-47, в последствии «Изумруд».

За время существования «Электросигнала» без малого 30 лет посвящены телевизионному производству. За эти годы выпущено почти шесть миллионов телевизоров разных модификаций – от ламповых моделей первого поколения до современных цветных телевизоров третьего поколения, полностью на полупроводниках, с большим количеством микросхем. Разработано и усовершенствовано двенадцать моделей. Несомненная заслуга в этом принадлежит коллективу телевизионно-конструкторского отдела, который принимал активное участие еще в освоении первых телевизоров – М.И. Гребенюк, Т.М. Малининой, А.В. Тюменцеву, В.П. Чеховскому. Многое сделал ведущий инженер-конструктор В.М. Саенко, автор оригинальных конструкторских решений новых моделей и модернизации серийно выпускаемых телевизоров. Важной вехой стала разработка телевизоров четвертого поколения на базе кинескопов 61 и 42 сантиметра. Велись разработки по внедрению телевизоров пятого поколения. В 1996 году завод «Электросигнал» завершил производство телевизора «Изумруд».

Особое место в жизни завода занимало и занимает конструкторское бюро, оно как мозговой центр любого предприятия, задает тон всей работе. От результатов работы конструкторов и технологов зависит эффективность, конкурентоспособность, а стало быть, и востребованность аппаратуры. Эти требования особенно важны в последние годы.

ОКБ – особое конструкторское бюро – организовано в 1947 году и просуществовало в этом качестве до 1996 года. В связи с реорганизацией структуры завода подразделение стало называться «Конструкторско-технологический центр «Сигнал». В 2003 году вновь стало особым конструкторским бюро.

Это одна из самых успешных производственных структур. Центр сумел преодолеть кризис, сохранил кадры высоких профессионалов.

Аппаратура электросигнальцев не раз удостаивалась международных и государственных премий. На «Электросигнале» много лауреатов Государственных премий и премий тогдашнего Совета министров СССР. Это – И.А. Беляев, В.Г. Поздеев, А.Д. Вайцеховский, Н.Ф. Ванюков, В.В. Елкин, Т.А. Баньщикова, Б.Д. Феофанов, Б.Ф. Ругалев, Ю.А. Юраков.

В 1995 году завод разработал и представил потребителю систему связи на базе новых моделей радиостанции «Сигнал» со всеми необходимыми компонентами — носимыми, передвижными, базовыми радиостанциями, ретрансляторами, контролерами, аппаратурой стыковки с телефонными сетями. Первая очередь такой системы установлена и отлажена для энергетиков Кемерово. Успешно прошла межведомственные испытания первая система связи для газопроводов. Она заменит аппаратуру «Надежда» из Болгарии.

Испытывается более полная и совершенная система радиокабельной связи «Ника». Проведены межведомственные испытания корабельных радиостанций «Графит-М» и «Дебаркадер-Б». Разработаны, изготовлены и установлены на самолетах ИЛ-116 радиостанции «Юрок».

Изготовлены первые партии радиостанций «Альфа», не поддающиеся прослушиванию со стороны. Сегодня на российском рынке нет аналогов, которые бы могли конкурировать с этой высокоэффективной радиостанцией. Ее главные разработчики отец и сын Н.Ф. и А.Н. Ванюковы.

О том, как строилась работа в бюро в трудное для всех предприятий страны последнее десятилетие рассказывает А.А. Фомин, главный инженер КТЦ:

«Нам очень помог перевод КТЦ на самостоятельную работу. Несколько лет назад руководством «Электросигнала» принято решение о создании корпорации, объединяющей несколько дочерних предприятий. КТЦ так же стал «дочкой», что способствовало повышению оперативности управления и эффективности производственной деятельности. Мы получили самостоятельность. Жизнь подтвердила правильность этого шага.

Последнее время спрос на нашу работу заметно повысился. Нет никакого секрета, что сегодня моральное старение изделий – в том числе средств радиосвязи, которые выпускает «Электросигнал», – происходит намного быстрее, чем в докризисные времена. Это связано с более быстрым обновлением продукции конкурентов. Что это означает для нас? Конструкторам, разработчикам, для того чтобы выжить, приходится задумываться о сокращении сроков разработки и внедрения изделий в производство. Занимаясь решением этой проблемы, мы столкнулись еще с одной. В продукции корпорации используется масса комплектующих изделий – сотни наименований. К сожалению, их значительную часть приходится закупать за рубежом. Но зарубежная элементная база развивается еще более быстрыми темпами.

Что получается? Мы закладываем какие-то импортные комплектующие на начальной стадии разработки конкретного продукта. Но когда разработка заканчивается, выясняется, что некоторые комплектующие уже не изготавливаются, и часто наши изделия, еще не родившись, уже нуждаются в переработке. Поэтому проблема сокращения сроков разработки для нас не просто задача конкурентоспособности – это задача выживания».

Сейчас в КТЦ внедрена система автоматического проектирования. В конструкторских подразделениях КТЦ «Электросигнала» почти не осталось чертежных досок. Разработчики полностью перешли на компьютеры. В конечном итоге процесс разработки существенно ускорился.

Завод стал приглашать на практику в КТЦ студентов третьих-четвертых курсов. Перед ними ставятся реальные задачи, в результате человек начинает ощущать собственную значимость, заинтересованность предприятия в нем. Обоюдная выгода очевидна. Материальный стимул для нынешней молодежи, безусловно, один из главных, но он не единственный, не менее важен моральный стимул.

В условиях рыночной экономики опасно увлекаться только одним направлением – необходимо развивать несколько параллельных. Завод «Электросигнал» по-прежнему производит средства связи для железной дороги, для авиации, для энергетики и других отраслей промышленности. Возобновился выпуск продукции по госзаказу – для Министерства внутренних дел, для армии.

В августе 1987 года директором на завод пришел Николай Николаевич Рычков, кандидат экономических наук, имеющий опыт работы на предприятиях радиотехнической промышленности. Годы его руководства совпали с большими изменениями и в стране, и на заводе.

Н.Н. Рычков, безусловно, представляет новую генерацию руководителей промышленности. О том, как складывался его трудовой путь на «Электросигнале», рассказывает он сам:

«Для такого крупного завода как «Электросигнал» я был молодым директором. Сорок два года. Завод находился в довольно сложном положении. Причем эта сложная ситуация была не столько проблемами самого коллектива, сколько, процентов на пятьдесят, не очень продуманными решениями министерства. Уже в восемьдесят девятом году наш завод первым в министерстве перешел на систему аренды. Этот шаг был необычным по тем временам. Не так много предприятий решились на это. Это было неординарное решение, которое нас подвинуло к рынку, кинуло в рынок чуть раньше других, сыграло свою роль в формировании команды и обучении ее, приучило нас к тому, что надеяться на кого-либо бесполезно, рассчитывать только на себя. Это дало нам возможность выжить в условиях кризиса. И, конечно, стратегические решения, которые мы приняли вопреки ориентации министерства.

Почему-то все говорят о реорганизации структуры. Структура не является самым главным. Она должна отражать фактический состав людей, которые могут работать в определенных степенях иерархии и реализовывать определенные функции. Понятно, что в годы жестокого кризиса мы от структуры одного завода, одного юридического лица перешли к иной структуре. Мы не распались. Наоборот, создавали новые предприятия. Было несколько способов спасти завод от полного краха. И все они имели право на жизнь. Мы не могли планировать работу более чем на квартал вперед. Отсутствие средств, неплатежи и масса других известных причин в тот тяжелый для акционерного общества момент привели к единственному правильному решению. Таким образом, за все время этого «дробительного» процесса около сорока структурных подразделений завода получили юридическую самостоятельность и возможность работать на рынке на условиях настоящего хозрасчета. При этом оставалось достаточно жесткая связка между всеми предприятиями. Нами была построена такая схема взаимодействия «дочек», при которой распасться завод в принципе не мог. В то же время была попытка, надежда построить корпоративную структуру, при которой повышение самостоятельности руководителей, настоящий, полный хозрасчет дадут дополнительные возможности выжить. Процентов на семьдесят расчеты оправдались. Реструктуризация позволила решить проблемы, связанные с выполнением текущих платежей, последующего погашения основной задолженности. А потому опасения большинства заводчан, особенно ветеранов, что, мол, завод разваливается, разбазаривается направо и налево, были абсолютно необоснованными. Мы не хоронили предприятие, а спасали тяжелораненого».

Сейчас в структуре завода числится меньше десятка самостоятельных предприятий. Остальные слились с заводом и стали его подразделениями, как в старые добрые времена. Завод стал акционерным предприятием.

В настоящее время «Электросигнал» живет не хуже, чем в 1991 году. Даже лучше. В 2001 году корпорация закупила оборудования на миллион долларов. Начата модернизация производства, осваиваются новые технологические процессы, которые позволят увеличить объем выпускаемой продукции при такой же численности работающих.

В 2004 году корпорация приняла стратегический план развития завода до 2015 года. Решено вновь вернуться к планированию по пятилеткам. Ближайшая заканчивается в 2005 году. Еще две пятилетки намечены до 2015 года. Существуют и годовые планы. К 2015 году корпорация должна увеличить численность рабочих до десяти тысяч. Объемы производства также должны возрасти до десяти миллиардов рублей в ценах две тысячи третьего года. На «Электросигнале» считают, что худшие времена уже, здесь удалось вернуть многие социальные программы. Больше внимания уделяется ветеранам. Пенсионерам с каждым годом увеличивается социальная помощь. Недавно на предприятии появились пенсионеры заводского значения.

Особое внимание – заработная плата. Даже в годы кризиса на «Электросигнале» старались сделать все возможное, чтобы удержать доходы трудящихся. Сегодня заработная плата здесь выше, чем средняя по промышленности. Корпорация дает небольшие ссуды – по 10, 20, 30 тысяч на приобретение вещей, обучение детей, поскольку сейчас оно в основном платное.

Планируется в корпорации и жилищное строительство, но решать жилищную проблему приходится уже с учетом современных реалий. Ведется поиск будущих строительных площадок, «Электросигнал» участвует в программе корпоративного строительства с рядом заводов в рамках программы Новосибирского союза работодателей. Но и этого уже не достаточно. «Электросигнал» – крупное предприятие, и ему по силам заниматься строительством собственного жилья для своих сотрудников. Квартиры будут продаваться заводчанам в кредит, для этого уже разрабатывается программа по условиям выдачи ссуд, очередности.

Сейчас становится ясно одно: единственная гарантия успеха — постоянная неудовлетворенность, постоянное стремление не стоять ни минуты на месте и работать с людьми, которые хотят сделать и свою работу, и свою жизнь лучше.

ХРОНОЛОГИЯ

27 октября 1941 г. – В Новосибирск прибыл первый эшелон с людьми и оборудованием из Воронежа.

24 декабря 1941 г. – Выпущены первые изделия для фронта.

Октябрь 1942 г. – Начато строительство первого общежития на сто пятьдесят мест.

17 декабря 1942 г. – Общезаводской воскресник. Заработанные деньги перечислены на постройку эскадрильи боевых самолетов «За Родину».

1942-1943 гг. – За выполнение задания по обеспечению фронта средствами связи завод награжден Переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны.

1943-1944 гг. – Создание комсомольско-молодежных фронтовых бригад.

1944 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1944 года завод награжден Орденом Ленина. Тридцать три рабочих и инженерно-технических работников награждены орденами и медалями.

1945 г. – Организована школа фабрично-заводского обучения: ФЗО. Сегодня СПТУ-5.

1946 г. – Две тысячи сто семнадцать работников завода награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

12 марта 1946 г. – Инженерам отдела И.А. Беляеву и И.С. Минцеру. присвоены звания лауреатов Сталинской премии за выпуск радиостанции «РБ-М».

1945-1946 гг. – Переход на выпуск радиоприемников 6Н-25 и 7Н-27.

Сентябрь 1946 г. – На заводе создан вечерний филиал Новосибирского электромеханического техникума.

1947-1948 гг. – Создано Особое конструкторское бюро.

1949 г. – Начато строительство общежития на 136 мест.

1954 г. – Комсомольцы и молодежь завода участвуют в освоении целинных и залежных земель.

1956 г. – Построен заводской профилакторий на тридцать мест. Открылся Дом культуры имени А.С.Попова.

1957 г. – Начато строительство жилого поселка. Завершено строительство женского общежития на 212 мест.

1961 г. – Начат выпуск радиостанций ЖР-5 и ЖР-5М УКВ диапазона для железнодорожного транспорта.

1964-1965 гг. – Начата подготовка производства к выпуску черно-белых телевизоров. Начат выпуск телевизоров «Унт-47». Начат серийный выпуск радиостанций ЖР-3, ЖР-3М коротковолнового диапазона для железнодорожного транспорта.

1967 г. – Сдан в эксплуатацию детский комбинат № 377 на двести восемьдесят мест.

23 ноября 1971 г. – Присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой звезды и ордена Ленина токарю-расточнику А.И. Дерешеву.

1975 г. – Начат выпуск УКВ радиостанций 71РТС А2 для железнодорожного транспорта. Подготовлено производство и начат выпуск двух новых моделей телевизоров «Изумруд 207» и «Изумруд 208».

1976 г. – Начат серийный выпуск КВ-УКВ радиостанций типа 42 РТМ-А2-ЧМ (мобильная) для железнодорожного транспорта.

4 января 1977 г. – Выпущен двухмиллионный телевизор «Изумруд».

3 ноября 1978 г. – За работы по новой технике присвоено звание Лауреатов Государственной премии В.Г. Поздееву, В.А Прохорову и Н.Ф. Ванюкову.

11 мая 1981 г. – Выпущен трехмиллионный телевизор «Изумруд».

5 февраля 1984 г. – Присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой звезды героя и ордена Ленина токарю-новатору Н.И. Непеину.

1983-1985 гг. – Коллектива завода участвует в строительстве Новосибирского метрополитена.

1987 г. – Начат выпуск телевизоров цветного изображения на интегральных схемах. «Изумруд Ц-276».

1989 г. – Переход завода на арендный подряд. Выпуск последних телевизоров модели 209 и 210. Переход к выпуску переносной модели 40ТБ-308 черно-белого телевизора.

1993 г. – Поставка для МПС новой модели радиостанции РВ-1М на основе современной элементной базы.

1994-1996 гг. – Выпуск радиостанций серии «Сигнал» автомобильных, стационарных, носимых, локомотивных. Поставляются в различные регионы страны транспортникам, энергетикам, газовикам, нефтяникам.

1997-1998 гг. – Выпуск комплекса средств связи «Альфа» для маскировки речи и данных.

1999 г. – Выпуск бортовых радиостанций «Орлан-85СТ», соответствующих международным требованиям. Радиостанции устанавливаются на магистральных воздушных судах ИЛ-86, ИЛ-96, ТУ-154, ТУ-204, ТУ-334.

2000 г. – Выпуск бортовых радиостанций «Юрок» для среднемагистральных самолетов ИЛ-103, СУ-49, КА-226, АНсат.

2001 г. – Освоен выпуск датчиков скорости, комплектующих для АВТОВАЗа.

2002-2003 гг. – Производство радиостанций новых поколений серии «Полет».

2006 г. -  начата деятельность на рынке малоэтажного домостроения

2007 г. - освоено производство деревянных евроокон и межкомнатных дверей

2008 г. - предприятие приступило к модернизации комплекса "Альфа" для повышения конкурентоспособности оборудования и его соответствия новым современным требованиям заказчика

2011 г. – завершена модернизация бортовой авиационной радиостанции «Юрок-М»

2012 г. - планируется снос главного заводского корпуса в районе «Речного вокзала» под гостиницу на 200 мест.

По словам руководства предприятия, в 2013 году существующий в районе «Речного вокзала» корпус снесут, а в течение 2014 года будет построено новое здание. 

Решение о создании отеля предприниматель объяснил стремлением диверсифицировать бизнес — «сейчас завод, помимо основной продукции, производит двери и оконные блоки, а также сборные дома из деревянных панелей». Вспомогательные производства, по его мнению, позволяют сохранить стабильность на предприятии в случае перебоев с гособоронзаказом. 

По материалам : bsk.nios.ru , www.electrosignal.ru , http://news.ngs.ru/more/655157/ .

Последнее изменение Воскресенье, 23 Июнь 2013 10:42

Ссылки для удобства поиска информации

По названию в Яндексе
По названию в Яндекс-новостях
По названию в Викимапии
Для ОАО: годовой отчет и квартальный отчет

Выручка, млн. рублей
Сотрудники, человек

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить