Новые статьи о советских фабриках и заводах https://xn----8sbeckcargt5bj2ado8m.xn--p1ai Fri, 29 Mar 2024 02:19:49 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Императорский фарфоровый завод https://xn----8sbeckcargt5bj2ado8m.xn--p1ai/farforo-fayansovaya-promishlennost/imperatorskii-farforovii-zavod.html https://xn----8sbeckcargt5bj2ado8m.xn--p1ai/farforo-fayansovaya-promishlennost/imperatorskii-farforovii-zavod.html пр. Обуховской обороны (Императорский фарфоровый завод)|

История завода

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне

Мемориальная доска Д.И.Виноградову на фасаде заводаИмператорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы  приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

Люди в восточных одеждахС 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.


 Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм

2_2m.jpgС воцарением Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский» , «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.

Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

2_8m.jpgС вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские :они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа : «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».

Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм

3_3m.jpgВ период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.

Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.

Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III

4_1m.jpgВ александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

4_3m.jpgСпас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.

Эпоха Николая II и русский модерн

5_7m.jpgВ годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

 

Октябрьская революция и фарфор 20-х годов

6_1m.jpgВ 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно — художественными принципами искусства фарфора.

Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.

6_9m.jpgФарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма.

Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова.

Период построения социализма

7_9m.jpgВ 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.

Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.

Послевоенный период

8_7m.jpgВ 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.

Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники  и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.

В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980  году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».

Реформы и преобразования, наши дни.

Судьба легкой промышленности  складывалась относительно благополучно. Скандалы и переделы собственности здесь наблюдались не в таких масштабах, как в иных отраслях промышленности. Легпром избежал этого во многом благодаря приватизации, проведенной по указанию сверху. Так, в 1991 году Министерства текстильной и легкой промышленности РСФСР были преобразованы в госконцерны, а спустя еще два года — в акционерные общества. Относительно спокойное развитие отрасли помогло многим предприятиям продолжить работу — в основном на давальческом сырье по заказам иностранных компаний.


http://databasebank.ru/97/114        

В 1993 году - старейший в России завод, основанный в 1744 году, со всемирно известным именем "Ломоносовский фарфоровый завод" появилась аббревиатура АОЗТ (Акционерное Общество Закрытого Типа). В хозяйственное пользование предприятию были переданы музей, обладающий коллекцией в 25 тысяч единиц произведений уникальных императорских собраний и работ знаменитых художников, и библиотека, хранящая редчайшие издания, гравюры, рисунки Кандинского, Малевича, Чехонина, фотоархив, альбомы автографов царской семьи и именитых гостей завода...


http://www.kommersant.ru/doc/100502/print

К своему 250-летию, которое завод отметил в 1994 году, на фоне серъезного спада производства во многих отраслях промышленности Российской Федерации ЛФЗ показывал неплохие производственно-экономические показатели. Так, в 1994 году предприятием было выпущено 14,5 млн штук изделий из фарфора. При этом доля экспортных заказов составила 15%. Продукция фарфорового завода экспортировалась в США, Канаду, Великобританию, Германию и Италию. Планируется ввод в 1995 году нового литейно-формовочного цеха и оснащение его современным немецким оборудованием. Это позволит увеличить выпуск изделий на 4,5 млн штук и обеспечит порядка ста дополнительных рабочих мест. 

По распоряжению правительства России для завершения строительства цеха и покупки оборудования заводу предоставлен кредит в размере 14 млн. тогдашних Deutsche Mark (Немецких марок).

Но, по непроверенным данным, строительство цеха так и не было завершено в срок, вследствии он долгое время оставался обузой для и без того испытывающего большие трудности завода.


 Однако в 1996 году с выходом закона, позволявшего дарить и наследовать акции, завод фактически лишился щита оберегавшего его от рейдерства. Появился так нахываемый штрейкбрехер из числа высококвалифицированных инженерно-технических работников предприятия, который  который отдал свою акцию представителям сразу нескольких кипрских офшорных компаний http://www.itogi.ru/kultura/2010/50/159940.html. С тех пор началась черная полоса в жизни славного предприятия,  На заводе отключили электроэнергию, производство замерло, а на трамвайной остановке у проходной некое ЗАО наклеило объявление о скупке акций за полцены. Масло в огонь подливал и начавшийся в 1998-м тяжелейший для экономики России экономический кризис, все эти факторы оказывали сильное моральное воздействие на акционеров, работников ЛФЗ,и в результате акции Ломоносовского фарфорового завода активно стали скупать сторонние инвесторы. Уже к осени 1998 года почти 60-процентный пакет акций оказался в руках американских инвестиционных фондов TUSRIF и KKR http://www.kommersant.ru/doc/290162/print всего в собственности иностранцев находятся ~80% акций ЗАО. Складывалась критическая ситуация - один из символов русской культуры фактически незаконно оказался в руках иностранцев. За все про все офшорщики выложили 800 тысяч долларов — смешная сумма по любым меркам. 

Штатный гендиректор завода, который собирался оспорить в суде договор о дарении злосчастной акции, оказался под домашним арестом, а собрание акционеров избрало новым руководителем совсем юного, но очень проворного американца Дугласа Бойса, который пообещал возродить соцсоревнование и инвестировать 2,7 миллиона долларов в производство.

Все ограничилось ремонтом вентиляции, возвращением на фасад ордена Трудового Красного Знамени, заменой ламп на рабочих местах и дарением заводу его же торговой марки...


Руководство завода оказывало жесткое сопротивление иностранным инвесторам: 900 работников предприятия подписали письмо Борису Ельцину и Валентине Матвиенко (при ее вмешательстве была создана межведомственная
комиссия). В ходе расследования расследования всплыли интересные подробности "приватизации" завода, проведенной уже 6 лет назад, завод попросту похитили, по сути никакой приватизации и вовсе небыло.  В январе 1990 года арендное предприятие "ЛФЗ" заключило договор аренды с правом выкупа имущества Ленинградского фарфорового завода с Минлегпромом РСФСР. Однако сумма выкупа оговорена не была, и арендную плату за пользование имуществом предприятие не платило. Спустя три года, в январе 1993-го, арендное предприятие было перерегистрировано в АОЗТ "ЛФЗ", причем в его уставный капитал было внесено арендованное (то есть чужое) имущество. 22 июня 1993 года зампредседателя ГКИ Петр Мостовой утвердил план приватизации ЛФЗ. Согласно плану, АОЗТ "ЛФЗ" вносило в уставный капитал новообразуемого АООТ "ЛФЗ" то самое арендованное имущество. Одновременно тем же самым имуществом в капитал ЛФЗ вошло и государство. Вот только предприниматели произвели переоценку его стоимости, а государство — нет. В результате доля государства в новом предприятии составила 2,2%, арендаторов — 97,8% http://www.kommersant.ru/doc/23466/print. Виновных этого преступления так и не нашли,  так как учредителем акционерного общества являлись его же сотрудники. Руководствуясь лишь намерением вернуть государству полученную незаконным путем собственность -  суд встал на сторону Мингосимущества, завод вернули народу.


 В 2002 году завод приобрел российский бизнесмен Николай Цветков, совладелец группы "Никойл", который впоследствии передал 75% акций предприятия своей супруге - Галине Цветковой. С приходом нового руководства дела предприятия пошли в гору, более миллиона долларов семья Цветковых безвозмездно выделила на реконструкцию экспозиционных помещений, завод начал жить в более или менее стабильном ритме, повысились зарплаты сотрудников, завод преобразован в открытое акционерное общетво. Выручка от реализации продукции резко увеличилась с 250 млн. руб в 2002 году, до 353 млн. руб в 2003. Открываются новые фирменные магазины завода, модернизируются производственные мощности.


 

В 2005 году Ломоносовскому фарфоровому заводу возвращено историческое название «Императорский фарфоровый завод».

Средняя заработная плата всего персонала в 2005 году составляла 13 тыс. руб http://www.ipm.ru/upload/file/quick-folder/godovoy_otchet_za_2005_god_1_1_mb.pdf.

Чистая прибыль в 2005 году сократилась по сравнению с предыдущим годом более, чем в 4 раза и составила 20.6 млн. руб.


http://www.wwclub.spb.ru/rus/o-klube/chlenyi-kluba/cz/czvetkova-galina-viktorovna

По результатам 2006 года Императорский фарфоровый завод признан «Компанией года» в номинации «Возрождение отрасли».


 Средняя зарплата всего персонала в 2007 году составила порядка 22 тыс. руб http://www.ipm.ru/upload/file/quick-folder/godovoy_otchet_za_2007_god_3_6_mb.pdf.


 Завод, можно сказать, безболезненно пережил финансовый кризис 2008 года не снизив объемы производства и не сокращая персонал. В это время как для ИФЗ так и для других фарфоровых заводов России как никогда выпал шанс потеснить аналогичную продукцию зарубежных конкурентов, так как из-за девальвации рубля снизился спрос на импортный фарфор, занимавший без малого 50% российского рынка. Некоторые дилеры, занимавшиеся импортом, прекратили свою деятельность.


 По состоянию на 2010 год завод выполнял Государственный заказ к 65-летию Победы в Великой Отчечественной войне на производство изделий из твердого фарфора в количестве 1.120 млн. шт http://www.ipm.ru/upload/file/otchet_2010.pdf.


 

Производство изделий из фарфора в натуральном выражении в 1994 - 2012 гг.
ед.изм 1994 год  1998 год  2003 год  2004 год  2005 год  2006 год  2007 год 2008 год   2009 год  2010 год  2011 год  2012 год
тыс. шт 14500  4735.8  4600  4030  3361  2460.4  2100  1796.9  1608.4  2851  1752  1899

Как видно из таблицы за последние 15 - 20 лет, выпуск изделий в штучном измерении неуклонно показывал спад, это объясняется тем, что в последнине годы завод постепенно переорентируется на выпуск более востребованных товаров более высокого класса ЛЮКС исходя из коньюктуры рынка (в советское время большую часть в общем объеме производства занимал ширпотреб, что до сих пор отражается на качестве сегодняшней продукции). В годовом отчете предприятия за 2005 год http://www.ipm.ru/upload/file/quick-folder/godovoy_otchet_za_2005_god_1_1_mb.pdf объясняется невозможность поддерживать ключевые компетенции массового производства изделий из фарфора в городе - миллионнике, которым и является Санкт-Петербург.


 

 

  • СанктПетербург
  • фарфоровый завод
  • Легкая промышленность
  • Ленинград
    ]]>
    dmitrygunin@yandex.ru (Dmitry Gunin) Фарфоро-фаянсовая промышленность Mon, 21 Oct 2013 12:00:27 +0400